"Сплин" отправился в тур по Европе в поддержку альбома "Ключ к шифру"

"Сплин" начал европейский тур в поддержку нового альбома "Ключ к шифру". Первые концерты состоялись в Германии, а затем "Сплин" поедет по России. Новый диск того стоит. Впервые группа записывалась на своей домашней студии, и можно было не спешить. В итоге "Ключ к шифру" получился одним из самых долгих в дискографии группы (не считая двойника "Резонанс", части 1 и части 2). И, пожалуй, наиболее интересным по звуку, мысли и аранжировочным идеям.

В "Ключе к шифру" есть даже сэмплы из музыки The Doors, мелодическая линия Второго концерта Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром (в треке "Череп и кости"), и даже готические хоралы Средневековья в одной из лучших композиций диска - "Реквием", посвященной памяти матери Александра Васильева. Есть и удивительные многоголосья: для того, чтобы записать "Земля уходит из-под ног", лидеру группы пришлось петь три варианта этой песни, а потом еще и шесть партий бэк вокала - где выше, где ниже - которые тоже добавили ей драматизма и фатальности. А название песни - "Нам, мудрецам", - прямая цитата из "Гамлета" Шекспира…  

При этом самые частые слова этого альбома: "жизнь" (встречается - 9 раз), "смерть" - 11, Бог - три…  Александр Васильев теперь, резюмируя многоплановость диска, назвал Бога "таким классным мужиком", а затем пояснил, что в песнях он показывает разные взгляды: "Есть песня "Нам, мудрецам", в которой подразумевается история Моисея. И есть "Череп и кости" (с удивительными строчками: "Проложи мне маршрут, в общем, сделай что-нибудь/ Чтобы выйти из леса и дом найти / Господи, позвони мне хоть раз на сотовый/ Чтобы я убедился, что ты в сети…"). Но мне близки оба взгляда. Мы же живем и днем и ночью. А, значит, способны воспринимать две разные, полярные точки зрения…"  

И в самом альбоме тоже хватает полярности: он построен как книга. Начинается с песни-вступления - хоровой мантры "Медный грош" и заканчивается эпилогом - "Череп и кости", где и накапливается многая мудрость и лета "Сплина" - сомнения, смятения и надежды, которые и составляют встревоженную суть главных эмоций диска. И в середине - как в книге -  увлекательные истории, разные сюжетные линии. В целом, о том же: "…Чтобы выйти из леса и дом найти…"

А музыкально 15 новых песен (а еще одна 16-я, пока еще не выбрана группой для "подарочного издания") - продолжение давней стратегической линии "Сплина" на интуитивно точный баланс между шаманскими треками, фактически мантрами и  "заговорами на утихание крови"  (принципиально, как еще на диске "Альтависта" рубежа "нулевых" - без хуковых припевов). Это треки "Пирамиды", "Земля уходит из-под ног", "Нам, мудрецам", "Небесный хор"…  А другая сторона баланса - будущие радио-хиты, которым снова будет подпевать 170-тысячная аудитория "Нашествия". И других замечательных рок-фестивалей, вроде "Дикой мяты" или "Чернозема" (на всех этих open-air "Сплин" побывал в этом году).

Только песен, которым сразу же, очевидно, начнут подпевать, на этом диске уже больше: "Храм", "Джа играет джаз", "Путь на Восток", "Окраины"… Причем, последний трек на 6 минут звучания - вторжение на территорию рэпа и неочевидный авто-плагиат трека "Шахматы" с предыдущего альбома "Резонанс. Часть 2". Зато с явной иронией - еще одним даром Васильева, который он включает не часто, зато очень уместно и умело - и в  "Гандболе", и в "Ай Лов Ю!" из первой части "Резонанса".  

Хотя, кажется, главный "ключ к шифру", задуманный Васильевым, это все-таки - сомнения и душа…