В Гатчине открыли таинственные "Лабиринты Венеры"

Необычный российско-датский проект "Лабиринты Венеры" в формате human-specific расположился в Гатчине. В нем задействованы 28 таинственных комнат-инсталляций, в них обитают женщины - 14 актрис. Придумано 14 историй, рассчитано на 14 дней.  Место для постановки выбрано уникальное - Гатчинский дворец, единственный в России дворец-замок. Именно там, в Кухонном каре, для зрителей подготовлены 28 комнат.

В приглашении сказано: "Human-specific формат не знаком нашему зрителю и впервые реализуется в России. Cпектакль - шокирующее откровение и полный выход зрителя из "зоны комфорта". Это индивидуальное, интерактивное путешествие в глубину женского мозга. Играется для одного зрителя, вовлеченного в действие. Это игра, перформанс, не психотренинг, но психоделическое шоу. Попытка прикоснуться к эмоциональности, чувствительности зрителя, снять маску с его лица и сердца, открыть новые стороны души".

Надо посмотреть, испытать на себе! Заинтригованная приглашением организаторов корреспондент "РГ" отправилась в Гатчину.

- Впервые я увидел этот проект в 2006 году на фестивале в Дании и десять лет не мог забыть о нем. Это один из лучших проектов (если не лучший), который я видел, - поделился продюсер спектакля "Лабиринты Венеры" Вадим Каспаров, директор Дома танца "Каннон Данс" (Петербург). - Все  время думал, как подступиться к нему, где в Петербурге найти 28 пустых комнат. Дания - страна богатая, может себе позволить такое, а как нам экономически потянуть? Когда я попал в "Лабиринты Венеры", прошел несколько комнат, то понял, что деньги - не главное. Режиссер хочет добиться совершенно иных, нежели в стандартном театральном пространстве, эмоций, чувств зрителей.

Режиссер спектакля Нулло Фачини подчеркнул:

- Вы не зрители, вы соучастники действия. Попутчики, товарищи. У меня была задача создать пространство, где зритель и актер встречаются и находятся на равных. Это встреча двух незнакомцев, которые оставят друг о друге воспоминания. Им никто не будет аплодировать.

За один раз зритель проходит три комнаты. Это занимает примерно час. Отправляясь в неведомое, с собой не берем сумки, фотоаппараты, мобильники, верхнюю одежду. А дальше - каждый остается один на один с девушками, никто не вмешивается в диалог. Но рассказывать об этом читателям, правда, не стоит (лучше самим принять участие в действии). Вопросов немало. Как выбираются из лабиринтов? Что там происходит? Почему оттуда возвращаются потрясенными, кто-то - вытирая слезы?

Для показа спектакля в России режиссер Нулло Фачини отобрал на кастинге из 40 претенденток 11 российских актрис-танцовщиц, и еще здесь три приглашенные актрисы из труппы Cantabile 2 (Дания). Признался, что сожалеет об одном: "Не так много женщин зрелого возраста отважились на прослушивание, приходят молодые. Самой старшей женщине у нас 42 года. Но в любом случае, вы почувствуете через голоса девушек присутствие их матерей и бабушек".

Спектакль "Лабиринты Венеры" родился в Копенгагене, был показан в Германии, Шотландии, Россия - четвертая страна. Режиссеру интересно, как русская публика оценит эту работу. "У меня прежде не было такой ситуации, когда комнат было слишком много. Но поскольку человеческий мозг разделен на 28 отделов, мы используем 28 комнат. Я, скорее, не режиссер, а координатор, советую девушкам, как лучше использовать их собственный материал (личные истории). В каждой стране это новые истории, новый материал".

Проект будет идти в Гатчинском дворце по 14 октября. Все дни каждый час с 15 до 20 часов для зрителей будет курсировать бесплатный автобус из Петербурга, от станции метро "Московская" (посадка при наличии билета на спектакль).

Прямая речь

Василий Панкратов, директор музея-заповедника "Гатчина":

- 2016 год у нас особенный - 250-летие Гатчинского дворца. В программе празднования - самые разные мероприятия для людей с самыми разными интересами: классические концерты, ночные ("Ночь музыки", "Ночь света"), музыкальные спектакли, выставки, фестивали, шоу… Одним из этапов стал уникальный, громкий проект в области современного искусства спектакль "Лабиринты Венеры", стартовавший в день рождения нашего главного героя - Павла I. У нас есть чудесный Павильон Венеры на острове Любви, построенный его женой Марией Федоровной. Он стоит несколько веков и радует посетителей. А теперь появились "Лабиринты Венеры".

К Гатчинскому дворцу я отношусь как к живому существу, а к Кухонному каре у меня особое отношение. Здесь хочется создавать что-то необычное. Ведь история этого места очень необычная, здесь происходило много событий. Помещения сначала использовались как квартиры для гостей дворца. Одним из самых знаменитых "квартирантов" был Керенский. Именно отсюда он бежал, якобы переодевшись в женские одежды. На третьем этаже, где происходит спектакль, находились его комнаты. Оттуда из окон он смотрел на митинговавших матросов, пытавшихся вытащить его из дворца. Отсюда вывозили вещи, которые передавали другим музеям или распродавались… Про историю Кухонного каре можно написать целый роман. Для меня совсем не случайно, что именно это помещение "с сумасшедшинкой" выбрано для такого странного, нового явления как "Лабиринты Венеры".