Фомочкин, как начальник отдела зимних видов спорта паралимпийского комитета Республики Беларусь, за сутки получил 820 звонков со всего мира. Он не ответил ни на один звонок.
- Меня тут же депортировали, а через пять часов у меня был рейс в Минск, - говорит в интервью "Российской газете" Андрей Фомочкин. - Я быстро побросал все вещи в чемодан и успел в аэропорт. Потом еще двое суток не отвечал ни на один звонок. Боялся, что мое любое слово может сослужить плохую службу дисквалификации Белорусской паралимпийской сборной в Рио. Но я тогда ни о чем не жалел и не жалею, потому как выполнял коллективную волю сборной паралимпийцев.
Воля была не только коллективной, но и заранее спланированной. Настолько, что о решении белорусских спортсменов пронести российский флаг на церемонии открытия паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро, знали все, включая МПОК, который и пригрозил Белоруссии отстранением от игр. Тем не менее, белорусы разработали целую спецоперацию: подготовили сразу пять российских флагов, которые планировалось пронести на церемонию открытия игр. Три флага изъяла охрана, а два флага остались у Андрея Фомочкина. Их охрана найти не смогла.
- Я совсем не волновался, - говорил Андрей Фомочкин. - Я себе этого позволить не мог. Если бы увидели, что волнуюсь, обыскали, и флаг бы нашли обязательно.
В этот момент в комнату пресс-конференции, созванной в честь Андрея Фомочкина, вносят российский флаг. Его он передает вице-президенту паралимпийского движения России Лидии Абрамовой.
- Хочу представиться: меня зовут Сергей Шмаков, - к микрофону подходит молодой мужчина и представляется, - бизнесмен-строитель. Я - один из тех, потрясенных поступком Андрея Фомочкина россиян, который понял, что не может молчать. Когда я смотрел трансляцию и видел, как Андрей Васильевич несет флаг, я понимал, что подвиги не обдумывают, их совершают. А я не совершаю подвиг, потому что поступаю обдуманно. От имени всех россиян и от себя лично я хочу подарить Андрею Фомочкину квартиру в Москве.
Андрей Фомочкин стоит растерянный, но сертификат на квартиру в Москве принимает с благодарностью.
- Я не могу не принять этот подарок, - говорит Фомочкин, - но скажу честно, как государственный чиновник я вынужден и обязан посоветоваться с юристами, как поступить с этой квартирой. Но какое бы решение юридической службой не было принято, я безумно благодарен за это движение души.
Лидия Абрамова оба поступка - и "спецоперацию" с флагом, и подаренную квартиру - назвала "движением души двух братских народов". Она напомнила, что именно безумства храбрых провоцируют мир на движение к справедливости. В пример Абрамова привела цитату из письма паралимпийцев женской сборной Турции по волейболу. В письме к россиянкам, претендовавшим на "золото", турчанки написали: "Мы знаем цену нашей золотой медали". В том числе поэтому, как сообщила Абрамова, российские паралимпийцы не намерены сдаваться. Россия подала иск в международный арбитраж в Лозанне с целью восстановления в правах российского паралимпийского движения. А Андрей Фомочкин добавил теми же словами, что и на стадионе "Маракана":
- Россияне, мы с вами.