Антонио Фаллико: Итальянский бизнес ждет отмены санкций в 2017 году

Итальянский бизнес ожидает отмены санкций в следующем году, но и без этого ищет возможности работать в России. Он очень серьезно отнесся к политике импортозамещения в России и решил делать ставку не на торговлю, а на поставки оборудования и участие в инвестпроектах в России. Об этом "Российской газете" рассказал президент ассоциации "Познаём Евразию" Антонио Фаллико, один из организаторов ежегодного Евразийского форума в Вероне, который в этом году состоится 20 - 21 октября.

Вообще Италия остается одной из наиболее заинтересованных в российском рынке стран ЕС. 5 октября в Риме впервые с 2012 года пройдет сессия межправительственного российско-итальянского Совета по экономическому сотрудничеству. Как рассказали "РГ" в минэкономразвития, обсуждаться будут проекты в энергетике (в том числе с участием компаний Eni, Enel, Saipem), промышленности и высоких технологиях (Leonardo-Finmeccanica, Итальянское космическое агентство), транспорте и инфраструктуре (Astaldi, Fincantieri), туризме и сельском хозяйстве.

Синьор Фаллико, по всем прогнозам в ближайшие годы Россия не будет быстрорастущим рынком. Есть ли признаки "исхода" итальянских компаний из России?

Антонио Фаллико: Будем отделять стратегию от тактики, долгосрочные интересы от сиюминутных. Для итальянского бизнеса российский рынок является стратегически важным, тогда как нынешние трудности являются проходящими.

Здесь надо понимать один очень важный момент. Глобальный экономический кризис, который начался в 2008 году, не является рядовым, циклическим феноменом, а стал кризисом экономической модели. По этой причине из этого кризиса по существу до сих пор не вышли, а только заткнули дыры. В разных регионах и группах стран его последствия проявляются по-разному.

В случае с Россией мы сталкиваемся с падением цен на нефть, с обесценением рубля, в меньшей степени с санкциями, со структурными проблемами в экономике. Это приводит, в частности, к сокращению итало-российской торговли. В первом полугодии 2016 года она снизилась на 23,6 процента.

Ряд итальянских регионов высказался против санкций, но это не помешало Евросоюзу санкции продлить

Но итальянские предприниматели стремятся к сохранению и развитию сложившихся деловых связей с Россией, они переходят от простой продажи в Россию итальянских товаров к их совместному производству. Это получило образное название - переход от модели "Сделано в Италии" к модели "Сделано с Италией". За этим подходом будущее.

Значительные итальянские инвестиции в России сделаны в энергетике, и именно по ним санкции ударили прежде всего. А где, несмотря ни на что, наоборот, возникли новые возможности?

Антонио Фаллико: Например, это растущие сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции. Здесь открываются дополнительные возможности для итальянского бизнеса, который может локализовывать в России то или иное производство, предлагать технологии, ноу-хау, финансовое партнерство и так далее. Очень перспективны все сферы, связанные с инновациями, от экологически чистых производств до аэрокосмической отрасли.

Ряд итальянских регионов высказался против санкций, но это не помешало ЕС санкции продлить. Какие вероятные сроки отмены санкций закладывает итальянский бизнес в свои планы?

Антонио Фаллико: Обмен санкциями относится к сфере политики, влияние бизнеса на эту сферу невелико, хотя именно бизнес страдает от них в первую очередь. Испытывает серьезные трудности как российский, так и итальянский бизнес.

Трудно назвать точный ущерб от санкций, поскольку применяются разные методики подсчета. В любом случае счет идет на десятки миллиардов евро в год. А как оценить упущенную выгоду? А потерю доли на рынке? А не заключенные контракты? А утрату доверия друг к другу? Поэтому европейский, в том числе итальянский, бизнес делает все возможное, чтобы добиться отмены санкций. В Европе уже множатся требования об их отмене и на политическом уровне, на уровне ряда правительств.

Возможно, отказ от санкций и контрсанкций начнется уже в будущем году. Посмотрим. Но пока приходится этот режим соблюдать.

Зоны свободной торговли ЕАЭС с рядом стран Азии, "Большая Евразия", сопряжение ЕАЭС и экономического пояса Шелковый путь - эти заявленные проекты как-то влияют на стратегии итальянского бизнеса в России?

Антонио Фаллико: Безусловно! При этом география ставит именно Россию в центр конструкции Большой Евразии. Посмотрите на китайский проект нового Шелкового пути по доставке товаров в Европу. Предлагается несколько маршрутов, и только путь через Россию безопасен с точки зрения военных и геополитических рисков. Но он пока остается дорогостоящим. Таковы реалии, над поиском взаимовыгодных решений надо работать.

Именно создание общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока и Сингапура - это лучший способ предотвращения конфронтации и гармоничного экономического развития. В нем должны действовать если не единые, то по крайней мере совместимые правила. Пока многие политики не представляют себе, как это делать, у них нет для этого политической воли.

Появление на евразийском пространстве понятной среды для бизнеса должно считаться важной задачей. Прозрачность, предсказуемость, недискриминационность - вот ключевые понятия.

Технологии

Импорт и его заместители

Максим Шерейкин, руководитель Агентства по технологическому развитию:

- По решению наблюдательного совета Агентства по технологическому развитию Италия стала одной из пяти стран, откуда в приоритетном порядке может осуществляться трансферт технологий для модернизации нашей промышленности. Агентство станет государственным лоббистом и консультантом этих проектов.

Для итальянского бизнеса мы видим пять ниш для поставок оборудования или участия в инвестиционных проектах.

В первую очередь интереснее всего сектор нефтегазохимии, который сейчас испытывает наибольшие проблемы с импортозамещением и в то же время предполагает максимальную доходность. У итальянского бизнеса есть возможность выступать соинвестором через страны, на которые санкции не распространяются. Пусть они думают. Мы лишь показываем, что ищем решения для этого сектора.

Перспективным является перенос производства автокомпонентов в Россию. Казалось бы, авторынок падающий, но интерес автосборщиков и поставщиков первого уровня заместить валютные издержки рублевыми вполне очевиден. Правда, в России слишком много разнородных автопроизводителей, а производителям автокомпонентов выгоднее приходить под большие серии типовых изделий. Поэтому мы видим задачу агентства объединить автопроизводителей организационно, чтобы агрегировать спрос.

В Италии очень развиты технологии для агропрома, а в российском сельском хозяйстве, пищевой промышленности открываются большие возможности по импортозамещению и экспорту. Так что будем содействовать в реализации проектов по переносу технологий в Россию и в этой сфере. Хотя они предполагают более длинные сроки окупаемости и меньшую маржу.

Итальянцы могут нам помочь и с технологиями, связанными с возобновляемыми источниками энергии, энергоэффективностью, энергосбережением. Сейчас деньги заканчиваются, и уже труднее будет мириться с тем, что российский ВВП самый энергоемкий в мире.

Интересна ниша, связанная с электротехническим оборудованием, электродвигателями, для оборонки, нефтянки и даже электромобилей, которые в будущем будут производиться и в России.