Специальные разъяснения могут отделить преступления от обычных хозяйственных отношений. Ведь в бизнесе часто трудно провести границу, где заканчивается дело и начинается преступление.
"Проект постановления пленума готов, - рассказал Вячеслав Лебедев, отвечая на вопрос корреспондента "РГ". - Мы ждем, когда будет принят закон, внесенный в Государственную Думу, который касается вопросов предпринимательской деятельности".
Но в любом случае, запланировано, что постановление должно быть принято до конца нынешнего года.
Это заявление прозвучало в кулуарах девятого Международного юридического форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке.
"Наша задача - определить четкие критерии экономического преступления", - заявил Вячеслав Лебедев.
В документе планируется соединить разъяснения и по процессуальным вопросам, то есть по процедуре рассмотрения дел, и по вопросам материального права, разъясняющим, например, особенности назначения наказания, признаки экономического преступления и т.п.
Принятие постановления, по словам главы Верховного суда России, должно повлиять на то, чтобы дела в отношении предпринимателей не возбуждались без достаточных оснований.
"К сожалению, вы знаете, цифры публичные, достаточно большое количество таких дел, которые возбуждаются, но судебной перспективы не имеют. В результате следственных действий, которые нередко проводятся длительное время, наступают негативные последствия. На устранение этого намечены цели постановления пленума Верховного суда", - сказал Вячеслав Лебедев.
Также, по его словам, Верховный суд России проведет обобщение практики исполнения решений, вынесенных третейскими судами. В этом году вступил в силу Закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве)", реформирующий систему третейских судов. 1 ноября начнется прием документом от третейских судов на регистрацию по новым правилам. Ожидается, что число третейских судов резко сократится: теперь их учредителями могут быть только некоммерческие организации.
По словам экспертов, после прохождения третейскими судами (арбитражными учреждениями) процедуры переаттестации, применение в правовом поле третейских судов значительно возрастет, поскольку уровень доверия как со стороны бизнес сообщества, так и со стороны государственных органов возрастет. Поскольку процедура прохождения переаттестации оставит на рынке арбитражных учреждений (третейских судов) только сильных игроков.
Министр юстиции России Александр Коновалов рассказал вчера на форуме, что реформа третейских судов поможет защитить и права инвесторов.
Новый закон устанавливает ряд новых подходов. По сути, при министерстве юстиции создается фильтр, который отсеет некомпетентные арбитражные учреждения, обеспечит прозрачность назначений, максимальную независимость арбитров и коллегиальность рассмотрения дел.
Теперь третейские суды могут создаваться только при некоммерческих организациях. Но официальный статус получат только такие третейские суды, которым будет дано разрешение правительства страны. Остальным придется закрыться.
Причем правительственные разрешения будут выдаваться на основе рекомендаций Совета по развитию третейского разбирательства при минюсте.
Министр юстиции выразил надежду, что негосударственные арбитражи, работающие по новому законодательству, вызовут доверие государственных судов. А от последних он ожидает "трезвого, но гуманного подхода к новой системе". Эффективные третейские суды помогут разгрузить государственные суды и развивать экономику.
"Процедура рассмотрения спора в третейском суде практически не отличается от процедуры рассмотрения в государственном суде, - пояснил "РГ" председатель президиума Федерального Арбитражного Третейского суда города Москвы Владимир Колмаков. - Преимуществами рассмотрения дела в третейском суде являются сроки рассмотрения. У нас по практике вся процедура рассмотрения от подачи искового заявления до вынесения решения составляет 20 календарных дней".
Если проигравшая сторона не подчинится, законодатель предусмотрел принудительное исполнение решения третейского суда: по ходатайству истца в государственном суде (суде общей юрисдикции или арбитраже) выдается исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов.
Как сказала вчера директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, в целом российское законодательство следует всем тенденциям, что развиваются в мире. Причем наше законодательство активно откликается на технический прогресс. Ведь появляются и новые виды услуг, и в целом электронные технологии радикально меняют нашу жизнь. Все это требует подчас и новых правовых решений.