Восседает царь на коне спиной к церкви и лицом к Оке. Правая рука простерта, кулак полусжат - в нем первоначально был крест. Говорят, из композиции его убрали по просьбе Церкви. Мол, Иван замучил митрополита Филиппа. Но в городе шепчутся о том, что перед открытием крест все-таки вложат в руку. Церемонию власти обещают провести через две недели. Точная дата не объявлена, а может, называть ее попросту опасаются. Напомним, первая попытка, датированная 3 августа, со скандалом провалилась. В преддверии 450-летия Орла памятник хотели открыть перед входом в театр "Свободное пространство", бывшим ТЮЗом. Но воспротивились сотрудники театра, считающие, что такое место совсем не подходит, а также историки, вспомнившие опричнину, и архитекторы, испугавшиеся, что всадник испортит исторический облик. Затем установку запретил суд, в который с исками к мэру и администрации Орла обратился экс-депутат Юрий Малютин. Слушания начались 29 сентября. Истец требует признать действия чиновников незаконными.
Еще 13 сентября судья Наталья Филимонова установила до вынесения решения по иску запрет на возведение объектов капстроительства, в том числе монумента Ивану Грозному, в охранной зоне ансамбля "Предмостной площади" и объекта культурного наследия "Здание магистрата". Магистрат - это и есть "Свободное пространство". Площадка перед ним была расчищена техникой, и если бы не пикеты, Иван Грозный там бы уже стоял.
Судебный запрет вынудил искать памятнику новое место. Областной градостроительный совет нашел его неподалеку от Богоявленского храма - орловского кафедрального собора. Но не входит ли оно в охранную зону "Предмостной площади", подпавшей под запрет? Это выясняет суд. Ну а рабочие тем временем благоустраивают вокруг царя Ивана территорию.
К слову, первый вице-губернатор Александр Бударин сообщил, что свыше 70 процентов орловцев идею установки памятника одобрили. Но в этом соцопросе приняли участие лишь слушатели академии госслужбы. А в ней в основном обучаются чиновники. Градозащитники собрали на улицах против памятника свыше тысячи подписей. А их петицию в Сети поддержали более трех тысяч человек.