Но перед тем как перейти к деловой повестке дня, Владимир Путин заехал в заповедник "Оренбургский". Там идет программа воссоздания популяции лошади Пржевальского. Напомним, что этот вид занесен в красные книги России и Международного союза охраны природы.
Глава государства выпустил шестерку диких лошадей из загона, приманив их овсом. Несмотря на приманку, лошади не торопились выходить из уже знакомого им вольера на неизведанную территорию. Самой смелой оказалась кобыла Лаванда, последним на новую территорию ступил вожак.
Хотя сотрудники заповедника предупреждали о пугливости диких животных, но лошади вели себя с гостями спокойно и дружелюбно.
Центр реинтродукции лошадей Пржевальского в Оренбургской области был создан при поддержке Минприроды России, Программы развития ООН и Глобального экологического фонда. Находится он в 120 км от Оренбурга, на территории бывшего военного полигона.
Первый табун завезли в 2015 году из Франции, и целый год скакуны привыкали к новым условиям. И вот теперь настало время выпустить табун из так называемого акклиматизационного загона в основную часть заповедника и вернуть их в природу, в родные степи.
Сперва для президента провели небольшую экскурсию. "В середине XX века она практически исчезла. Когда в 1957 году маршал Ворошилов посетил Монгольскую Народную Республику, то ему подарили последнюю пойманную в природе дикую лошадь, - рассказала руководитель центра. - В 1969 году считается, что она исчезла с лица земли, оставшись только в зоопарке... В связи с распространением нарезного оружия после Второй мировой войны у нее шансов не было". "Вернем историческую справедливость! Именно здесь она обитала", - пояснила экскурсовод.
После того как табун оказался на воле, глава государства и специалисты подошли к журналистам.
"Подсыпали им овса, заманивали", - поделился президент технологией выпуска диких лошадей в степь. "Они признали вас, Владимир Владимирович, потому что, не боясь, очень близко подошли", - заметила специалист центра.
"Лошади вышли на удивление быстро и спокойно, это успех, - рассказала сотрудница. - Сначала кобыла по имени Лаванда, она самая смелая и любопытная из всех животных, за ней вышли остальные кобылы, но они присматривались к тому, как поведет себя жеребец. Жеребец дольше всех оставался в загоне, он очень осторожный и боялся любой опасности". "Но не было ни одного фактора, который бы вызвал беспокойство лошадей, - продолжила она. - Жеребец долго присматривался, принюхивался, увидел, что пучки овса рассыпаны свободно, и вышел".
"Главное, что Владимир Владимирович открыл для них путь к свободе, открыл для них ворота", - сказала специалист центра.
"Очень красивое, замечательное животное, очень грациозное, - оценил президент. - Разница такая большая, я не ожидал, между домашними лошадями и этими дикими". "Это уникальное событие. То, чего на планете практически не осталось", - добавил он.
"У нас это не единственный проект по сохранению и восстановлению природы, - напомнил глава государства. - Еще один известен - это восстановление популяции леопарда".
"Выпущенные животные тоже нормально функционируют: один из них даже подрался с медведем. Медведь удрал, но содрал с леопарда ошейник. Леопард жив-здоров, все в порядке. Проявил свои бойцовские качества", - рассказал Путин.
По заповеднику глава государства передвигался на автомобилях и на квадроцикле, а затем пересел в вертолет и направился в Оренбург. Разговор с бизнесменами получился долгим и откровенным. Тем более что на встречу пригласили и профильных министров - финансов, экономического развития, промышленности и торговли, замминистра сельского хозяйства, а также полпреда президента в Приволжском федеральном округе и губернатора Юрия Берга.
"Доходят ли до вас усилия, направленные на поддержку бизнеса?" - спрашивал Владимир Путин.
Предприниматели рассказывали о работе с коллегами из Казахстана и о своем бизнесе. Первый выступающий сразу назвал болевые точки: логистика, перевозка грузов (есть плохой участок трассы, входящий в "Шелковый путь"), большие очереди на пунктах пропуска.
Глава государства обещал решить вопрос низкой пропускной способности на российско-казахстанской границе. "Отдельно переговорю с соответствующими ведомствами. Посмотрим, что можно сделать дополнительно. Это всегда связано, конечно, с финансами. Я не думаю, что здесь большие финансы должны быть. Мы проработаем", - заверил он.
Бизнесмены просили создать единое информационное пространство и благодарили за введение должности бизнес-омбудсмена. Интересовали их также техрегламенты. "Я услышал", - реагировал президент и записывал в блокнотик.
Один из участников встречи попросил ввести льготные тарифы на энергоносители для предприятий, занимающихся импортозамещением. Производители всегда хотели бы получить бонус при первоначальной работе, напомнил Путин. "У нас их целый набор", - добавил он. Правительство запланировало индексацию тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей на 2017 год на уровне 3 процентов, рассказал глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. По сравнению с предыдущими годами это чрезвычайно незначительное увеличение, уточнил он. Кроме того, президент заметил, что нужно рассмотреть возможность поддержки предприятий, готовых перейти на возобновляемые источники производства энергии.
Еще одна просьба - сделать более плавным переход с упрощенной системы налогообложения к общей. "Согласен", - кивнул министр финансов Антон Силуанов. "Можно предложить более льготную ставку налога на прибыль", - не исключил он. "Нельзя тоже перегнуть палку", - добавил при этом чиновник. Потому что многие предприятия "делятся", чтобы минимизировать затраты. "Расти нам хочется, развиваться и выходить на другие рынки. А сейчас нам выгоднее остановиться, чем расти далее", - вздыхали бизнесмены.
Нужно сохранить существующий льготный режим до 150 млн рублей выручки в год, заключил Путин. "Плюс еще дадим возможность регионам отрегулировать вопрос, связанный с налогом на прибыль", - решил он.
Еще глава государства предупредил, что территории опережающего развития и особые экономические зоны не должны использоваться для получения необоснованных льгот и нарушения принципов конкуренции. "Об этом точно надо подумать и дорегулировать такие вещи. Или контроль должен быть более строгим и тщательным. Если это результат не пробелов в принятых регламентах, а просто нарушения этих регламентов, то надо просто контроль повышать", - сказал он.
Президент также не исключил возможность создания для сельского хозяйства аналога Фонда развития промышленности.