Именно они внесли решающий вклад в динамику ВВП. Это химическая, пищевая, легкая промышленности и сельское хозяйство, следует из данных мониторинга, опубликованного Минэкономразвития России. Глава ведомства Алексей Улюкаев рассчитывает, что уже в сентябре экономика покажет вместо ноля небольшой плюс, хотя по итогам года все-таки будет спад - 0,6 процента.
Как пойдет дело дальше - сменится ли спад стагнацией или начнется рост, пока сказать довольно трудно, отмечает доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Василий Якимкин. "Основной риск для нас - мировая цена на нефть, - считает он. - Ее снижение ниже отметки в 40 долларов за баррель по марке Brent может свести все успехи на нет".
Но влиять на нефтяные цены Россия если и может, то довольно ограниченно, тогда как сохранить вложения в ключевые отрасли и улучшить ситуацию с реальными доходами населения власти по силам, полагают аналитики. "В то же время антисанкционные меры, выраженные в политике импортозамещения, оказывают положительное воздействие", - добавляет первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Наиболее ярко это проявляется в сельском хозяйстве. В других сферах это пока не столь ощутимо, но уже в 2017-2018 годах эффект будет заметным в тяжелом машиностроении, двигателестроении и других отраслях.
Источник роста - потребительский спрос - все еще остается слабым, напоминает руководитель аналитического отдела компании FBS Елизавета Белугина. "Реальные располагаемые доходы населения сократились в августе на 8,3 процента в годовом выражении, - сетует она. - Восстановление экономики пока крайне хрупкое".
Дело можно поправить фискальными мерами, считает аналитик компании "Алор Брокер" Евгений Корюхин. По его расчетам, топливно-энергетический комплекс при продуманной налоговой политике может дать до 10 триллионов рублей общего прироста к ВВП в ближайшие пять лет.