04.10.2016 13:53

Ученые: Детские травмы сокращают жизнь на клеточном уровне

Перенесенный в детстве стресс и невзгоды приводят к ускоренному сокращению теломер - концевых участков хромосом, защищающих ДНК от повреждений. В результате клетки стареют быстрее, и в конечном итоге человек умирает раньше, чем это могло бы произойти в других условиях.

Об этом в своей статье для издания Proceedings of the National Academy of Sciences рассказали ученые из США и Канады во главе с Илаем Путерманом (Eli Puterman) из Университета Британской Колумбии (Ванкувер), сообщает журнал Time.

В общей сложности исследование охватило 4598 мужчин и женщин старше 50 лет с различным состоянием здоровья, уровнем образования, телосложением и образом жизни. У всех них брали образцы слюны и с помощью полимеразной цепной реакции измеряли длину теломер в ДНК.

Затем участников подробно расспросили об их жизненном опыте, стрессовых ситуациях, трудностях, с которыми пришлось столкнуться как в детстве, так и во взрослом возрасте. Негативный опыт условно разделили на две группы - финансовые и социальные проблемы. К первым отнесли такие ситуации, как потеря работы, получение продуктовых карточек (выдаются бедным) в зрелом возрасте, а также потеря работы родителями или лишение дома в детстве. Социальные травмы, в частности, включали смерть ребенка или одного из супругов, участие в боевых действиях для взрослых и жестокое обращение родителей, их пристрастие к наркотикам или алкоголю, проблемы с полицией в детстве.

Как оказалось, финансовые проблемы практически не повлияли на длину теломер участников, причем не важно, случились они в детстве или уже во взрослом возрасте.

Неблагоприятный социальный опыт в зрелом возрасте оказался более опасным: каждый стресс-фактор приводил к укорачиванию теломер на 8 процентов. Но когда результаты скорректировали с учетом других переменных, таких как генетика, образование или опыт курения, этот эффект практически свелся к нулю.

Чего, однако, не произошло в случае негативного социального опыта в детстве. Исследование показало, что каждый серьезный стресс-фактор вызывал сокращение длины теломер сразу на 11 процентов, и показатель оставался стабильным, несмотря на другие переменные. Это имеет значение даже с учетом того, что исследование проводилось на основе субъективных воспоминаний самих участников: люди, как правило, склонны преувеличивать позитивный, а не негативный опыт.

Механизм, который переводит детские страдания в изменения на генном уровне, до конца не ясен, но ученые полагают, что это происходит на уровне эпигенома. То есть когда наблюдается изменение экспрессии отдельных генов, но структура ДНК не меняется.