В Электротеатре Станиславский представили пьесу "Фантазии Фарятьева"

В Электротеатре Станиславский открылась Малая сцена. Ее задумали еще два года назад, но сначала приводили в порядок основное здание. Теперь заработало и малое пространство. Оно расположено позади основного, а пройти в него можно напрямую с Тверской улицы, через ворота и Театральный двор, который тоже облагородят со временем. А пока двор работает просто порталом для зрителей.

В глубине двора - небольшое здание с огромным витражным окном в два этажа. Снаружи видно и гардероб, и фойе, и угловатую, ломаную лестницу, ведущую на второй этаж.  Окно может распахиваться и выводить театральное пространство наружу. Трансформация вообще - главный принцип в этом здании. На Малую сцену, если надо, можно зайти прямо от вешалки, с первого этажа. Но на первый  спектакль зрители поднимались через второй этаж, а потом спускались на первые ряды - сцена уходит вниз. Семнадцать метров в глубину, семь в ширину и шесть с половиной в высоту - это сцена. Зал на 50-60 зрителей может меняться местами со сценой и вообще приобретать самые разные формы.

Худрук Электротеатра Борис Юхананов называет Малую сцену "яслями" для спектаклей, потому что здесь будут работать молодые режиссеры. Как из других театров, так и выпускники Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. ("МИР" - так звучит аббревиатура, так и Юхананов называет свои выпуски: "Миры").

Первая премьера на Малой сцене как раз "мирная": Евгений Бедняков - выпускник четвертого МИРа. По первому образованию он теолог, но, наткнувшись как-то в соцсети на отрывок из фильма Ильи Авербаха "Фантазии Фарятьева", поверил в инопланетное происхождение человека. Посмотрел ли он фильм целиком, история умалчивает, но будем верить в лучшее: просто так совпало. В том фрагменте был монолог Павла Фарятьева в исполнении Андрея Миронова - о том, что все мы прилетели с другой планеты и поэтому так тоскуем по звездному небу. В фильме эта теория заставила главную героиню Сашу решиться и выйти замуж за Павла. Теперь же эта теория заставила режиссера Евгения Беднякова взяться за спектакль.

В основе постановки - пьеса Аллы Соколовой "Фантазии Фарятьева". Павел Фарятьев, приезжий зубной врач со странностями, уговаривает девушку Сашу выйти за него замуж. У нее в анамнезе - роковая страсть к негодяю Бедхудову, частные уроки музыки, мама и сестра-подросток. Сцена в мелком белом кафеле - смесь ванной комнаты, стоматологического кабинета и камеры пыток. На заднике иллюминатор - это и окно во внешний мир, и фотообъектив с затвором, сквозь который незримый Бедхудов наблюдает за происходящим.

Саша по версии режиссера Беднякова - еврейская девушка, мама ее говорит с отчетливым акцентом. На Павле красноречивый наряд: сапоги, черный кожаный плащ, кобура, нашивка на рукаве в виде букв "FF", имитирующих свастику. Саша в черном шелковом платье в пол, на спине огромный вырез запаян густым черным кружевом, на юбке разрезы до середины бедра.

Она эротично кружит пальцем по козырьку лежащей на столе фуражки и говорит низко, с придыханием. Он подобострастно лижет ее ногу или грубо хватает за волосы. Он привык подчиняться. Дома. Тёте. Но хотел бы повелевать. Тетя называет его Паульхеном и макает лицом в тарелку с кашей, цепляя за шею клюкой. Тетя, не снимая перчаток и шубы, играет на пианино Шуберта. Отпускает своему любимому Паульхену пощечины и душит в объятьях. Тетя рассказывает Сашиной маме о болезнях сердца и остервенело перемалывает сердце через мясорубку. Мама Саши лепит из этого фарша котлеты. Это аллегория: обе перемалывают жизнь своих близких недрогнувшей рукой, не задумываясь.

В  первом акте режиссер буквально следует по тексту за драматургом, работает только с интонациями - то "разорвет" фразу пополам, и она приобретет другой смысл, то заставит героев кричать на пустом месте. Во втором акте - эпизоды тасуются, надвигаются друг на друга, скрещиваются. Время ускоряется и забегает вперед - и вот уже Саша убегает к негодяю Бедхудову в свадебном платье и фате.

Бедняков выбросил последнюю сцену, в которой мама продолжает нелепо читать никому не нужное письмо. Сделал другую концовку - все признаются в своих чувствах. Коротко. Как умеют. Такая любовь.

Кстати

На Малой сцене Электротеатра в этом сезоне обещают поставить полтора десятка спектаклей-дебютов (это часть проекта "Золотой осел", в котором некоторые репетиции и обсуждения проходят открыто, спектакли рождаются на глазах у зрителя). А Театральный двор откроется уже в мае будущего года оперой о Галилео Галилее "Ученый и скрипка". Солистом станет реальный научный сотрудник Политехнического музея. В Театральном дворе, вмещающем до двух тысяч человек, откроют арт-кафе, и  будут проводить спектакли, перформансы и фестивали. Предполагается, что эта открытая площадка станет идеологическим центром, объединяющим весь Электротеатр.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"