А вместе с тем положили конец сомнениям и спорам о месте размещения первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (сокращенно - ПАТЭС). Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта вернулись к той самой точке, с которой он, собственно, и начинался, - порт и поселок Певек в Чаунском районе Чукотского автономного округа.
В церемонии, посвященной началу строительных работ в Певеке, приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна "Росэнергоатом" Павел Ипатов, представитель заказчика-застройщика - руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.
Там же, в Певеке, на оперативном совещании с участием руководства Чукотки и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений (компания "Запсибгидрострой") проанализировали результаты подготовительного периода. Отмечено, что с момента, когда был заключен договор на строительство гидротехнических сооружений, в Певек из Архангельска и порта Сабетта на Ямале прибыли уже три судна с первоочередными грузами. В их числе строительная техника, сваебойные и бурильные машины, много другого специального оборудования и материалов для начального этапа строительства.
Согласно планам, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", поставленный в Певеке, обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской атомной электростанции. Это, заметим, единственная в мире АЭС, построенная в зоне вечной мерзлоты. И ресурс ее энергоблоков рано или поздно подойдет к концу. При этом атомную генерацию заменят атомной, что не только престижно для российских ядерщиков, но и создает важный прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов в другие страны.
По словам главы Чукотки Романа Копина, новый атомный объект помимо функций замещения Билибинской АЭС даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотке, в Чаун-Билибинском энергоузле. А это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании. "Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, - уточнил Копин, - но на первом этапе, особенно в момент замены выбывающих мощностей Билибино, она обеспечит нормальную работу и даст стимул к дальнейшему развитию".
Если говорить в самом общем виде, ПАТЭС задумывалась как мобильная атомная теплоэлектростанция малой мощности для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Основная цель - обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. В связи с этим она разработана с большим запасом прочности, что делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных аномалий. Ядерные процессы на таком плавучем энергоблоке отвечают требованиям МАГАТЭ и не несут угроз окружающей среде.
Применительно к головному энергоблоку "Академик Ломоносов" - это две реакторные установки КЛТ-40С (ледокольного типа), каждая из которых имеет тепловую мощность 150 МВт. А в совокупности они способны вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что обеспечивает жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.
Еще год назад в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации началась подготовка экипажа для плавучего энергоблока "Академик Ломоносов". В пилотную группу включили два десятка человек оперативного персонала - тех, кто будет непосредственно управлять энергоблоком. Как пояснили в концерне "Росэнергоатом", численность эксплуатационного персонала ПАТЭС "Академик Ломоносов" составит 96 человек. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальных специалистов - эксплуатационный персонал, ремонтников и судовую команду - задействуют вахтовым методом. К этому дню на работу в качестве персонала ПАТЭС официально принят 31 человек, включая главного инженера. Директор станции пока не назначен. В течение следующего года численность персонала планируют довести до 77 сотрудников. В "Росэнергоатоме" уже дали понять, что при оформлении на работу в приоритетном порядке будут рассматриваться кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.
А что же сам энергоблок, он в какой степени готовности? С июля 2016 года его содержат на плаву у достроечной набережной на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Обозревателю "РГ" удалось недавно там побывать и увидеть все своими глазами. Причем не только снаружи, но и рассмотреть изнутри, что, где и в какой степени готовности. И там же задать уточняющие вопросы представителям концерна "Росэнергоатом" и Балтийского завода.
По их словам, сейчас на объекте завершают монтаж и наладку основного оборудования и одновременно проводят швартовные испытания. То есть проверяют работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний - октябрь будущего года. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017-го. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в Певеке.
В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" планирует приступить к установке энергоблока на штатное место и той же осенью провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.
Сергей Завьялов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС:
- Что сейчас мы делаем на Чукотке? В этом году подписан договор на сооружение мола-причала. Это грандиозное гидротехническое сооружение протяженностью около 600 метров, которое обеспечивает возможность формирования закрытой акватории, где будет базироваться плавучий энергоблок. Сам ПЭБ будет раскрепляться с помощью особых шарнирных устройств - так, чтобы можно было обеспечить вертикальное перемещение плавэнергоблока и обеспечить передачу тепла и электричества по коммуникациям мола-причала на берег.
В июле, августе и сентябре нынешнего года мы занимались мобилизацией техники, материалов, оборудования, временных зданий и сооружений с Большой земли в порт Певек. Доставка грузов продолжается и сейчас - с тем, чтобы обеспечить задел строительных материалов на межнавигационный период 2017 года.
В текущем году обеспечим берегоукрепление на месте базирования атомной станции. Проведем отсыпку и укрепление мола-причала. Выйдем в море уже метров на 150-200, до второго водопропускного канала, что позволит в будущем году создать основание и развернуть работы по верхнему строению мола-причала.
Мы хорошо понимаем, что ждет нас в Арктике. Прежде всего это большие ледовые нагрузки, включая многометровые торосы, которые при сильных ветрах буквально наваливаются на берег. А Чукотка как раз славится своим ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду. Он сносит 90-тонные краны, как щепки. И в этих условиях концерну "Росэнергоатом" и нашему подрядчику придется в сжатые сроки выполнить все намеченные работы.