Свежий пример: недавно некий житель Калининграда взыскал более 800 тысяч рублей со страховой компании за разбитую, как говорится, в хлам машину. В том числе было взыскано более 35 тысяч рублей в счет компенсации утраты автомобилем товарной стоимости.
У человека был полис КАСКО, поэтому и набежала такая сумма компенсации. Ведь страховка для того и нужна, чтобы от беды оставалась только память, а не расходы. "Большинство автолюбителей, попадая в ДТП, привыкли, обращаясь в страховую компанию по ОСАГО, акцентировать свое внимание на компенсации расходов непосредственно на ремонт автомобиля, и мало кто поднимает вопрос об утрате товарной стоимости", - говорит автоэксперт Сергей Черкасов. Поэтому некоторые автовладельцы по незнанию остаются без надбавки. Между тем у тех, кто вовремя озаботится проблемой цены и качества своей машины после аварии, есть хорошие шансы взыскать и компенсацию за будущие скидки.
"Алгоритм действий для получения выплаты утраты товарной стоимости следующий: для расчета размеров УТС лицу, чье имущество пострадало, необходимо обратиться в независимую экспертную организацию, эксперты-техники которой включены в реестр Министерства юстиции России, - говорит Сергей Черкасов. - Экспертное заключение, составленное специалистами, нужно будет направить в страховую компанию, где открыто страховое дело. Срок рассмотрения составит 10 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления претензии".
Если страховая компания откажет, тогда прямая дорога в суд. В этом случае неправым страховщикам придется еще и заплатить штраф за то, что их пришлось через суд заставлять делать свою работу. Штраф - пятьдесят процентов от взысканной суммы - также пойдет в карман автовладельца. Кстати, в случае с калининградским автолюбителем суд, как сообщается, взыскал и штраф. Так что компенсация товарной стоимости увеличила штраф и в целом взысканную в пользу человека сумму на 17,5 тысячи рублей (половину от 35 тысяч).
Напомним, пленум Верховного суда России еще в прошлом году разъяснил, что утрата товарной стоимости является реальным ущербом. Поэтому ее положено взыскивать. В последнее время число дел, по которым назначаются такие компенсации, резко выросло.
Как сказано в постановлении пленума Верховного суда, утрата товарной стоимости "представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта".
Говоря проще, это та величина, на которую автомобиль подешевеет вследствие наличия у него кузовного ремонта. Когда владелец вознамерится продать свой автомобиль, потенциальный покупатель, выбирая между отремонтированной и не попадавшей ранее в ДТП машиной, может выбрать ту, что подвергалась ремонту, только при условии ощутимой скидки. Вот расчетный размер этой скидки на дату ДТП и есть "утрата товарной стоимости".
Причем, согласно разъяснениям Верховного суда, утрату товарной стоимости положено компенсировать даже в том случае, если автовладелец отдал машину страховщикам для ремонта. Ведь автомобиль в любом случае уже не будет таким, как прежде. И столько, сколько раньше, за него уже не дадут. Но, как поясняет Сергей Черкасов, при обращении в суд с целью взыскания ущерба предварительно нужно обратиться в экспертную организацию для расчета не только стоимости восстановительного ремонта, но и размеров утраты товарной стоимости. Это позволит четко сформулировать размер нанесенного ущерба.
По его словам, согласно методике, утвержденной Минюстом России, утрата товарной стоимости не рассчитывается, например, при полной или частичной окраске ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов.
Если же потребовался кузовной ремонт, в том числе пластиковых деталей, капота, дверей, крышки багажника, то положена компенсация за потерю в цене.