Сегодня в больницах часто переполнены детские палаты. В комнате стоят по 5-6 кроваток для детей разного возраста, мамам предлагают спать рядом на стульчике. Вы добьетесь допуска родителей в реанимацию? Как можно изменить ситуацию?
Анна Кузнецова: Сначала о реанимации. Мы начали федеральный мониторинг ситуации, чтобы выяснить аргументы тех главврачей, которые не допускают в реанимацию, чтобы максимально сократить надуманные поводы запретов. Прямого запрета на посещения нет. А переполненность детских палат, думаю, связана прежде всего с сокращением коечного фонда. Тут процессы оптимизации здравоохранения явно вступают в противоречие с качеством и доступностью медицинской помощи. Будем эту проблему решать на стыке разных министерств и ведомств.
Как Уполномоченный по правам ребенка вы уже вошли в новое дело, со многими министрами встретились?
Анна Кузнецова: Со многими, в том числе с ключевыми для нас - здравоохранения и образования. Много детских проблем находятся на пересечении компетенций разных ведомств. И сейчас важно выстроить систему межведомственного взаимодействия. А для налаживания каналов "обратной связи", чтобы слышать разные точки зрения и искать наиболее эффективные, но не оторванные от жизни, механизмы решения проблем. Мы до конца месяца сформируем общественные и экспертные советы при Уполномоченном. Кроме того создадим рабочие группы по специфической проблематике - приемные семьи, работа с детьми-инвалидами, редкие заболевания, профилактика педофилии, работа с детьми, пострадавшими от сексуального насилия.
В обществе разгорается дискуссия относительно "окон жизни", или "бэби-боксов". Ваше мнение?
Анна Кузнецова: Надо помнить, что бэби-боксы - это общественный проект. Не нужно ничего запрещать. Но, мне кажется, не надо и узаконивать. Закон ведь формирует сознание. Что мы донесем обществу через закон об обязательности бэби-боксов?
Почему мы не поддержим другие общественные проекты - например, "службу доверия" или повсеместное развитие кризисных центров? Ведь они уже показали свою эффективность - десятки-сотни звонков и тысячи обращений мамочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В данный момент гораздо важнее развивать именно их, осуществлять координацию работы кризисных центров, помогать женщинам обрести поддержку через call-центры и "службы доверия" с привлечением всех профильных министерств и ведомств.
Координирующую роль может взять на себя институт уполномоченных по правам ребенка. В ближайшее время мы планируем обсудить эту идею на площадке общественного совета.
Кроме того, за рубежом существуют альтернативные варианты решения проблемы, например, анонимные или доверительные роды. Главное, что женщина рожает в нормальных медицинских условиях, ее здоровью и здоровью ребенка ничего не угрожает, он остается в роддоме.
А кто за это платит?
Анна Кузнецова: Если мы поставим себе задачу, уверена, что решения и алгоритмы ее реализации мы сумеем найти.
И как дискуссию сделать содержательной и результативной?
Анна Кузнецова: Тут важно избегать манипуляций общественным мнением. Поспекулировать на теме детства желающих хоть отбавляй. Чтобы общественная дискуссия приносила пользу, она должна предлагать конкретные варианты решений проблем.
Работа создаваемых нами общественных и экспертных советов предполагает четкий и открытый мониторинг ситуации в детской сфере, глубокий экспертный анализ, постоянные общественные слушания и выработка на их основе предложений, рекомендаций и, в конечном итоге, законопроектов для достижения стратегических целей. Так мы хотим отсеять ненужные манипуляции и уменьшить деструктивные информационные потоки, которые паразитируют на детских проблемах.
Каждый третий читатель интересуется: ваши дети переехали в Москву?
Анна Кузнецова: Скоро приедут, без них разве можно жить?
Полностью "Деловой завтрак" с Анной Кузнецовой будет опубликован в ближайших номерах "РГ".