Выдержки из выступлений премьера Терезы Мэй и министра обороны Майкла Фэллона на съезде Консервативной партии попали в распоряжение газеты Guardian. Они утверждают, что в последние годы сформировалась целая "индустрия сутяжничества", в рамках которой налажена подача исков против солдат, участвовавших в боевых действиях. "Наши вооруженные силы - лучшие в мире. Мы положим конец этим мелочным искам против них в промышленных масштабах", - говорится в речи Мэй. На Даунинг-стрит, 10, ссылаются на положение Европейской конвенции по правам человека, допускающее временное отступление от ее норм в случае войны или чрезвычайной ситуации. Впрочем, юристы считают трактовку достаточно вольной, тем более что даже в этих случаях никто не отменял запрета на пытки и другие основополагающие принципы в области прав человека.
Не удивительно, что Лондон выступил против "мелочных исков": с 2004 года разбирательства в ЕСПЧ обошлись британскому минобороны в сто миллионов фунтов стерлингов. По 326 случаям военное ведомство выплатило компенсации признанным жертвам на сумму 20 миллионов. Кроме того, созданная в 2010 году специальная группа по расследованию военных преступлений на территории Ирака изучает более 1500 дел. И речь идет именно о таких тяжких преступлениях, как пытки или убийства. Например, четверо солдат были признаны виновными в гибели иракского подростка в 2003 году, которого они "столкнули в воду". Установлены случаи насилия над заключенными. А в 2011 году суд признал, что гражданин Ирака Баха Муса скончался в британской тюрьме в Басре в результате 93 (!) нанесенных ему телесных повреждений.
Еще в 2012 году Форин-офис объявил о намерении ограничить юрисдикцию ЕСПЧ, который "покушается" на национальное законодательство. В связи с миграционным кризисом занимавший премьерское кресло Дэвид Кэмерон заявлял, что в будущем Соединенное Королевство может полностью выйти из конвенции. А европейские юристы обвиняли островных парламентариев в том, что они защищают "средневековое право". В связи с новой инициативой британского кабмина правозащитники говорят о "двойных стандартах" и возвращении чуть ли не к колониальным временам, когда преступления солдат Британской империи оставались безнаказанными. "Горькая ирония заключается в том, что наше правительство вело войны в Ираке и Афганистане под знаменем прав человека, а теперь лоббирует отступления от Конвенции, - говорит директор организации Liberty Марта Спарриер. - Эти отступления защищают лишь тех людей в минобороны, которым есть что скрывать, а мы станем лицемерами на международной арене". Опасения правозащитников разделяют и некоторые ветераны боевых действий, публично выступившие против идеи Мэй. Критики проекта полагают, что демарш Лондона может стать примером и для других государств.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека) была подписана в Риме 4 ноября 1950 года и три года спустя вступила в силу. Участниками этого международного договора на сегодняшний день являются 47 стран - членов Совета Европы. Главный инструмент Конвенции - Страсбургский суд (ЕСПЧ), который рассматривает индивидуальные жалобы граждан на нарушение ее положений, когда исчерпаны средства защиты в национальных судах.
Конвенция допускает ряд ограничений. Так, в случае войны или в "иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации" государство вправе отступить от положений конвенции, но "только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств". Британия стала не первой страной, которая пошла на этот шаг. В июне 2015 года власти Украины вывели "зону АТО" на Донбассе из-под действия конвенции. О намерении ввести ряд ограничений в области прав человека объявили Франция после парижских терактов и Турция после попытки госпереворота.