"Обидная история случилась у нас с подругой в одном монастыре - не хочу кляузничать, поэтому не стану его называть. Хотя стоило бы! Пришли мы внутрь этой красивой старинной церкви, когда всех причащали. И мы встали со всеми за причастием, руки сложили, как все, подходит наша очередь, а поп и говорит: "А вы готовились к принятию святых тайн?" Я растерялась, а подруга Татьяна стала объяснять: "Мы приезжие, на два дня в ваш город, с утра были в музее и в вашу церковь только зашли..." Но святоша нас и слушать не стал, вежливенько так отстранил и продолжил причащать своих... И что обидно, глянул на нас всего раз, а потом уставился, как сыч, в золотую чашу, из которой ложечкой подавал своим это причастие, и на нас ноль внимания... Татьяна пыталась что-то доказать, но прислужники ее негостеприимно от чаши оттеснили".
Анжела Н. (орфография автора)
Анжела, здравствуйте! Есть такой синдром, когда человеку, заглянувшему в храм, кажется, что он подарок. Ну да, ведь я в кои веки пришел сюда к вам, можно сказать, осчастливил Церковь своим присутствием. И странно, что в честь моего прихода ни фанфары не трубят, ни ковровых дорожек не постилают. То есть да, хор славит кого-то, но явно не меня. И ковровую дорожку попы оккупировали. И цветы не мне, а перед иконами. Да еще и говорить вздумали на малопонятном языке! Но если б только это! Как народ затих, решила пойти и свечку поставить в дальний конец церкви, так нет - тут же бабки зашикали: "Сейчас нельзя ходить - Херувимскую поют! Стой тихо!" Это вы мне приказываете - стоять или не стоять? Да что вы себе в своей церкви возомнили? Безобразие! Свинство! Распустились! Срочно переходим на понятный мне язык! И чтоб всех этих старушенций-всезнаек и духу в церкви не было! И попы пусть ко мне бегут, раз уж я тут, чем они там, закрывшись за дверьми, занимаются? Пусть со мной говорят, пока я здесь! И кстати, тот, толстый, мог бы и похудее быть. А рыжий басовитей молитвы читать...
Анжела, синдрому "Я - подарок" не одно столетие - вспомним поговорку про свой устав и чужой монастырь. Подобные ощущения обиды на то, что при твоем пришествии в храм его жизнь не начинает в срочном порядке вертеться именно вокруг тебя, достойнейшего из просветленных, знакомо многим. Ничего страшного в ситуации нет, она как раз полезна - тем, что обнажает наш эгоцентризм, часто скрытый в обычной жизни вежливостью. Занятно, что люди, способные проявлять терпимость к порядкам в музее или ресторане, начинают обиженно и даже агрессивно "качать права" именно в церкви. Подобные явления называются искушениями. А святыня всегда подобна самому острому мечу, который вскрывает гнойники наших страстей, часто скрытые в самых потаенных уголках души. Ну что ж, узнали, насколько мы себя считаем центром Вселенной, идем дальше.
А дальше давайте согласимся с тем, что к главному таинству Церкви - таинству причащения - нужно обязательно готовиться. Мы уже писали в предыдущей статье "Все про таинственную жизнь Церкви", что причастие, или евхаристия, в переводе с греческого означающая благодарение", - это таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Иисуса Христа. Делается это ради нашего очищения от грехов (в Церкви говоря "во оставлении грехов") и чтобы иметь шанс на жизнь вечную.
Как же подготовиться к таинству причащения?
- Анжела, помните фреску Сикстинской капеллы "Сотворение Адама", там, где Божественная рука тянется навстречу слабой руке человеческой. Таинства, данные нам Богом, в том числе и причащение, - та поддержка, которую Господь протягивает нам из вечности с тем, чтобы укрепить нас. И тут священники подчеркивают: в причащении живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может любой, если он крещен, а вот плоды этого причастия зависят от нравственной составляющей каждого конкретного человека. Надо помнить: нельзя причащаться "для галочки", формально, если нет веры, или из корысти, недопустимо приступать к таинству, когда в душе кипит злоба и ты не простил обидчика. Или когда на душе остались неисповеданные смертные грехи - во всех этих случаях это будет причащение в осуждение. Как учат святые, последствия тут могут быть ужасными.
- Бывает, верующие не причащаются, считая себя недостойными. На это святые отвечают, что нет на свете людей, которые были бы достойны Тела и Крови Христовой, но ведь причастие - лекарство, нелепо больному и немощному от него отказываться. Оптимальный вариант - подходя к Святой Чаше, держать в голове простую мысль: "Господи, я не достоин! Сделай меня достойным!" Святой Чашей, причем именно так, Анжела, с заглавной буквы, называется та самая круглая Чаша из благородного металла на высокой ножке, в которой на литургии совершается пресуществление вина в Кровь Христову. Именно из этой Чаши описанный вами священник причащал прихожан в монастыре. А выражение лица его, скорее всего, было просто сосредоточенным. Дело в том, что в руках у него была величайшая святыня, в книгах для священнослужителей сказано: "Если что от Божественной Крови, по нерадению служащего иерея, прольется, то смертно согрешити". Именно поэтому в такой ответственный момент лучше священника не отвлекать.
- Существуют две точки зрения на то, как поститься перед причастием. Одни священники считают, что исключать мясное, молочное, яйца надо за три дня до принятия таинства. Другие говорят, что для верующих, соблюдающих пост по средам и пятницам, это необязательно. Что гораздо важнее причащаться почаще, а требование предварительного трехдневного поста может этому помешать. Но в любом случае верующий, готовящийся причаститься во время утренней Божественной литургии, не должен есть и пить после полуночи накануне. Утром можно лишь аккуратно почистить зубы, стараясь, чтобы вода не попала внутрь. Только тяжело больным разрешается выпить лекарство. Запрет касается не только пищи, но и интимных отношений, курения. Так называемый литургический пост готовит наш организм к принятию величайшей святыни - Тела и Крови Христовых.
- Причастию обычно предшествует таинство исповеди. И хотя это два разных таинства, к причащению советую приходить, очистившись в исповеди. Покаяние освобождает душу от греха, а причастие наполняет человека Божией благодатью и препятствует возвращению в душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Исповедоваться можно или во время вечерней службы накануне, или с утра в день литургии.
- Для духовной подготовки к причащению надо прочитать специальные молитвы, собранные в так называемое "Последование ко Святому Причащению", оно есть в любом православном молитвослове. Если по не зависящим от человека обстоятельствам он не смог прочитать все молитвы, но горит желанием причаститься, священники советуют "сотворить краткую, но горячую молитву". Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное - живая вера и раскаяние в грехах. Хотя каждый раз разрешение на причащение дается священником индивидуально.
- День причащения - особый для нашей души, это день, когда она таинственным образом соединяется со Христом. После причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно. Важно особо оберегать себя в первые часы после причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением.
Перевод на русский
Молитва святого Иоанна Златоуста из "Последования ко Святому Причащению"
Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отверг мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или pisma-maria@mail.ru