- Подстаканники из нейзильбера у нас на заводе стали выпускать серийно в 1953 году, - рассказывает председатель совета ветеранов ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" Валентина Карпова. - Наши подстаканники и до сих пор на прилавках не залеживаются. Правда, на мой взгляд, они уже историческое достояние нашего города. Теперь, куда ни придешь, везде пьют чай из чашек.
Пожалуй, жесткую конкуренцию с фарфором, фаянсом и стеклом этот столовый прибор из металла выдержал только на железной дороге. Сколько себя помним, всегда пили "железнодорожный" чай из стаканов в подстаканниках. И от того он, наверное, казался вкуснее обычного. Фирменный стиль в наших поездах сохранился и по сей день. Даже стал еще фирменнее. Кольчугинцам пришлось выполнять специальные заказы для поездов "Сапсан", Павелецкого и других вокзалов столицы, для разных железнодорожных веток.
Однако и тут без умельцев из Поднебесной не обошлось. В прошлом году РЖД отказалась от закупки подстаканников у кольчугинцев.
И в поездах появились китайские подделки.
- Я два раза ездил в Пермский край на поезде и пил чай из китайских подстаканников. По форме они похожи на наши, вот только очень непрочные и мнутся, - рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев и для убедительности достает один из образцов в своем кабинете. Импортный подстаканник темного графитового цвета, не блестит и значительно легче кольчугинского.
Правда, это явление оказалось временным, и качество победило. В текущем году "Кольчугцветмет" уже отправил на железную дорогу 5,5 тысячи штук подстаканников.
Растет интерес к этому столовому прибору и со стороны граждан. Ежемесячно завод выпускает в среднем 20 тысяч штук подстаканников тридцати видов. В последние годы количество номенклатурных единиц выросло как по рисунку, так и по покрытию и по материалу. Самый массовый подстаканник делается из латуни, покрывается никелем, на который наносится декоративное чернение. Есть медный с латунным покрытием, латунный посеребренный, никелированный с позолотой, посеребренный с позолотой. Самый дорогой - серебряный с позолотой.
Недавно на заводе выпустили подстаканник для охотников, но рыбаки возмутились: "Почему им сделали, а нам нет?" Общественный запрос не оставили без ответа. А картинку для рыбацкого подстаканника выбирали на внутризаводском референдуме, разослав несколько вариантов изображений по электронной почте.
- Есть тема - выпускаем подстаканник, - говорит Виктор Горячев. - В этом году в цехе должны сделать более 10 новых подстаканников. Одна пластина уже готова и одна - в разработке. Ее по инициативе маркетологов компании готовим к чемпионату мира по футболу 2018 года. Это событие обойти невозможно.
И невооруженным взглядом видно, что этот прибор состоит всего из трех частей - корпуса, поддона и ручки. Но простота кажущаяся. Чтобы выпустить подстаканник, оказывается, необходимо выполнить 70 операций!
- Из ленты цветного металла вырубаем пластины, - вводит в курс дела инженер-технолог посудного цеха Ирина Мельникова. - Затем на этот же пресс ставим штамп и чеканим необходимый рисунок. Важный момент - травление. С его помощью снимается напряжение в металле, которое образуется при чеканочных работах. Это необходимо для дальнейшей обработки изделия, иначе при скрутке пластина будет некруглая и потеряет качество. Поддон и корпус спрессовывают вместе, вручную припаивается ручка. Потом - гальваника: никелировка, посеребрение или позолочение. В зависимости от требуемого оттенка обрабатывают по-разному.
Основа и самая красивая часть кольчугинского подстаканника, из которой скручивают в трубу корпус, - пластина "русский мельхиор". На ней - два боковых окна и одно большое окно в центре, куда наносятся разные рисунки.
Практика приводит заводчан к убеждению, что с годами меняется сама суть подстаканника: он все больше отдаляется от ширпотреба, и процесс этот продолжается.
Раньше два гравера делали все вручную. В прошлом году в цехе появился компьютерщик. Закладываешь программу в станок - и получаешь пластину. Здесь даже хотели граверов сократить. Но жизнь все расставила по своим местам.
К 145-летию завода, который отметили в этом году, цеховой гравер Анатолий Алешин разработал специальную пластину с узорами, тройкой в большом окне, просечками на корпусе в форме колокольцев. Таких подстаканников здесь еще не было.
Но оказалось, что "по программе" выходит жестянка без души. Мелкие детали на станке без ручного труда сделать невозможно. Решили граверов оставить.
- Смотрите: у тройки на копытах даже гвозди видны на подковах! - показывает начальник цеха ТНП. - Отчасти она несет след произведения искусства. И мастер участка, и программист, и гравер участвуют в его создании. Подстаканник перестает быть просто посудой. Это символ.
А недавно в цехе запущен в серийное производство подстаканник "Петр Первый". Его эскиз был разработан специалистами управляющей компании ООО "УГМК-ОЦМ". Он выпущен на пластине "русский мельхиор" в традиционном исполнении - никель с чернью. Многие отмечают, что Петр Первый на металлической пластине выглядит как на полотнах Серова.
Секрет успеха нового подстаканника в том, считают здесь, что программист и гравер работали над ним в паре: дизайнер на компьютере выполнял 3D-изображение, а гравер принимал участие в изготовлении инструмента.
- Я давал ему рекомендации с точки зрения практика и художника, чтобы эскиз перенести на металл с большей точностью, - рассказывает Анатолий Алешин. - С помощью компьютерной программы был изготовлен электрод, ну а потом уже - штамп, матрица, пуансон. Вся доводка делалась вручную - с помощью одного компьютера качественного результата не достичь. Везде надо приложить руку художника.