Вообще сегодня мир техники постоянно стремится к сжатию, гулливеров ученые пытаются превращать в лилипутов. Самый очевидный пример - вычислительные машины. Когда-то они занимали целые залы, а сейчас размещаются на углу стола. Но ученые идут дальше. Нынешние габариты техники уже не устраивают, их надо перевести на микроуровень, говоря образно, в мир молекул.
- Сегодня наука стремиться понять, какие процессы происходят в нашем организме, к примеру, почему мышцы сокращаются, а рука движется, - рассказал корреспонденту "РГ" главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии РАН и Института физхимии и электрохимии РАН Юлия Горбунова. - Принципиально важно, что всей этой "механикой" управляют очень слабые сигналы. Скажем, чуть изменили кислотность или температуру, и молекула меняет свое состояние, может начать двигаться, менять форму и т.д. И ученые пытаются имитировать процессы, которые происходят в организме. Создавать на этом принципе различные искусственные системы. Например, у нас в институте разрабатывается молекулярный турникет. В зависимости от управляющих сигналов он будет открываться и закрываться.
Сегодня это направление науки бурно развивается, в ведущих лабораториях мира создаются самые разные молекулярные машины, например, для доставки лекарств в очаг болезни. У истоков таких исследований стояли лауреаты в области химии, имена которых назвал Нобелевский комитет. Кстати, Жан-Пьер Саваж с 2005 года ведет совместные исследования с российскими учеными.
- Это удивительный человек, интеллектуальный, умный, на редкость гармоничный, - говорит Юлия Горбунова. - Несмотря на все свои регалии, он лично разговаривает с каждым аспирантом, студентом, просматривает итоги экспериментов, вникает во все детали. С одной стороны - это настоящий человек науки, а с другой - он может спеть, станцевать, обожает посидеть с друзьями в компании. Когда начались все эти политические недоразумения, он мне сказал: политики боятся потерять кресло, бизнесмены свои деньги, а ученым бояться нечего. Поэтому только они могут нести в мир взаимопонимание, уважение друг к другу, к другой культуре и другому народу. Ученые говорят на одном языке, независимо от того, в какой стране они живут.
В 2015 году лауреатами Нобелевской премии по химии стали Томас Линдаль, Пол Модрич и Азиз Санкар. Награда была присуждена за исследование механизмов репарации ДНК - особой функции клеток исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК.
Единственным на сегодняшний день российским Нобелевским лауреатом по химии стал в 1956 году Николай Семенов (1896-1986 гг.), вместе с англичанином Сирилом Хиншелвудом исследовавший механизм химических реакций.