Банк данных ростовской клиники содержит информацию о потенциальных сурмамах, где указан их возраст, количество собственных детей, некоторые аспекты социального положения и медицинские показатели.
- Создание подобных информационных ресурсов - реакция на возросший спрос на репродуктивные услуги, - утверждает куратор программы суррогатного материнства Наталья Медведева. - Существует мнение, что наши клиенты - обеспеченные люди, у которых есть свой бизнес, а времени на вынашивание наследника нет. Но мы с такой мотивацией еще не сталкивались. Бесплодные пары обращаются за помощью по медицинским показаниям, и далеко не все из них богаты.
Сотрудники клиник утверждают, что подберут программу для любого кошелька. Выяснилось однако, что даже минимальные услуги врачей обойдутся в круглую сумму, от полутора до двух миллионов. Сюда входит обследование, сложные медицинские манипуляции, роды и вознаграждение всех участников программы, от докторов до сурмамы. Более дорогие ВИП-программы предусматривают неограниченное количество попыток подсадки эмбриона в чужое тело, смену одной сурмамы на другую и так далее.
- Суммы самых дорогих контрактов не разглашаются, ведь требования потенциальных родителей бывают разными, - уточнила Медведева. - Например, ростовская пара отправила женщину, вынашивающую их ребенка, почти на весь срок беременности на морское побережье. А мы были вынуждены откомандировать туда доктора, так как изначально в контракте оговаривалось постоянное пребывание рядом с ней нашего штатного сотрудника.
Нюансов здесь масса, но по самым умеренным расценкам около миллиона в целом зарабатывает сурмама, примерно столько же - медучреждение.
Крупные столичные клиники имеют своих представителей в регионах, которые занимаются подбором сурмам. Нередко ими становятся жительницы юга страны, так как считается, что у них крепче здоровье и правильные традиции питания. Местные клиники, создавшие собственные банки данных, располагают сведениями не только о надежных партнерах репродуктивных программ, но и о тех, кто зарекомендовал себя не с лучшей стороны.
Все чаще под видом сурмам свои услуги стали предлагать мошенники. Схемы обмана самые разные. Охотницы за чужими деньгами размещают в соцсетях объявления: мол, выношу ребенка недорого, и ждут доверчивых простаков. Получив тысяч 10 - 15 на первоначальное медицинское обследование, они исчезают с этой суммой навсегда. Другие идут дальше: заключают договор с заказчиками, а затем начинают шантажировать их, настаивая на увеличении суммы вознаграждения.
- Коммерческое суррогатное материнство в нашей стране полностью законно, - поясняет юридический консультант по обеспечению документального сопровождения репродуктивных программ Карина Арутюнова. - Договор о вынашивании ребенка относится к числу обычных договоров о возмездном оказании услуг. Однако по Семейному кодексу РФ (п. 4 ст. 51) биологические родители могут забрать новорожденного из роддома только после того, как сурмама даст на это согласие.
И вот здесь простор для вымогательства огромный. В соцсетях рассказывают о том, как одна из таких аферисток, перед тем как подписать в роддоме бумаги, затребовала помимо гонорара трехкомнатную квартиру в Москве и получила ее. Однако такие истории редко предаются гласности, ведь родители не желают обнародовать историю рождения своего малыша.
Подводят и заказчики. В Волгограде суррогатная мама Нина Дмитрушкова судится с известным московским адвокатом, который хотел получить внука от своего умершего сына. Но родилась девочка, и дедушка отказался ее забирать.
- Я хочу получить вознаграждение за вынашивание ребенка, предусмотренное контрактом, алименты на девочку, положенные по закону, и компенсацию за моральный ущерб, - говорит Дмитрушкова. - Однако для этого необходимо, чтобы дедушка прошел генетическую экспертизу. А пока все расходы на воспитание дочки несет моя семья.
Причин отказаться от ребенка заказчики находят множество: разводятся, кардинально меняют планы, а бывает, как в случае с Дмитрушковой, их не устраивает пол малыша или пугают проблемы с его здоровьем. Тогда ребенок остается у сурмамы либо попадает в детдом.
- В судебной практике известен случай, когда у сурмамы родился ребенок с пороком сердца, - рассказывает Арутюнова. - Биологические родители отказались выплачивать ей гонорар и забирать наследника. Для них он был "некондиционным товаром". Истица проиграла дело на том основании, что в 1989 году Совет Европы по биоэтике рекомендовал реализовать программы суррогатного материнства безвозмездно. Надежда у сурмам и биологических родителей на взаимную порядочность, а ее в договоре не пропишешь и никакими деньгами не измеришь.
Валерий Тененбаум, кандидат экономических наук:
- Коммерческая репродуктология весьма привлекательна как для инвесторов, стремящихся к надежному вложению капиталов, так и для специалистов медико-биологического профиля из-за высокого заработка. В этой сфере уже возникли весьма прибыльные сопутствующие направления, например, репродуктивный туризм. Чтобы избежать негативных последствий законодательных лакун, бездетные пары вынуждены обращаться за помощью в те страны, где сурмама обязана отдать ребенка биологическим родителям. Подходить к выбору страны следует тщательно, с учетом всех юридических нюансов и финансовой стороны вопроса, так как доступ к репродуктивным технологиям изначально ограничен высокой стоимостью этих специфических медицинских услуг. Россияне чаще всего за детьми едут в Белоруссию и Казахстан, последнее время набирают популярность клиники Индии и Таиланда. С утилитарной точки зрения, не касаясь морально-этических и религиозных проблем, не приходится сомневаться в становлении оплачиваемого суррогатного материнства как отрасли глобальной экономики.