Последнее сказано отнюдь не для красного словца. Новый технопарк действительно располагается на далекой окраине Екатеринбурга, на одинаковом расстоянии от центра города и от аэропорта. Добраться до него можно только на автомобиле, общественный транспорт сюда не ходит. Возле нового здания - поросший лесом участок земли площадью 52 гектара, принадлежащий технопарку, да уходящая вдаль пустынная дорога...
Генеральный директор "Университетского" Денис Скоморохов ищет свои плюсы в таком расположении. Говорит, что добраться сюда, в принципе, просто, пробок по дороге нет, ведь двигаешься в противотрафике: когда все едут в центр, ты едешь на окраину, и наоборот. По его мнению, резидентами технопарка, с учетом его локализации, должны становиться компании, не ориентированные на постоянный поток клиентов или нацеленные на сотрудничество с партнерами из других регионов. Честно говоря, весьма размытая целевая аудитория.
Как бы то ни было, сегодня здесь зарегистрировано 16 компаний-резидентов с общей численностью штата в сотню человек. План на конец года - 20-25 компаний с персоналом в 350 человек. Казалось бы, цифра весьма правдоподобная, особенно если учесть, что реальные договоры с резидентами технопарк начал заключать лишь с 1 августа. Только вот еще проблема: даже если сдать в аренду все офисы, выручки хватит на покрытие лишь половины расходов на содержание здания.
- "Полезная" площадь технопарка - та, которую можно постоянно сдавать в аренду, - составляет лишь чуть больше трети от общей, 10 тысяч квадратных метров. Для управляющей компании это головная боль: только на трети помещений можно постоянно зарабатывать. Чтобы выйти на самоокупаемость, нужно сдавать площадки общего пользования, размещать производственные компании, которые построят на нашей территории свои цеха, а также развивать земельный участок, привлекая сюда девелоперов, - итожит Денис Скоморохов.
Выходит, "Университетский" - пока не самый неудачный из реализуемых в Свердловской области, но все-таки весьма рискованный и малопродуманный государственный проект по привлечению инвестиций и развитию высокотехнологичного бизнеса в регионе.
Вообще, ситуация с технопарками и индустриальными парками (эти понятия зачастую не разделяются) в Свердловской области неоднозначная. С одной стороны, существуют достаточно успешные проекты, которые выполняют свою изначальную функцию и востребованы бизнесом. С другой - есть примеры, когда бюджетные деньги потрачены, а отдачи никакой или она минимальна.
Статистика подтверждает: в первую группу, как правило, попадают частные индустриальные парки, а во вторую - государственные. Так, по данным Ассоциации индустриальных парков России, всего в стране сегодня зарегистрировано 75 частных индустриальных парков и 71 государственный. Доля действующих среди частных парков составляет около 80 процентов, а среди государственных - только 40. Выходит, управленцы первых лучше продумывают маркетинговую стратегию. Частник не может себе позволить вкладываться в проект, от которого не получит отдачи, а государство - может?
В Свердловской области, по данным ассоциации за 2016 год, зарегистрировано пять индустриальных парков, из них действующих только два, и оба частные - "ПРО БИЗНЕС ПАРК" (Екатеринбург) и "Химический парк Тагил" (Нижний Тагил). Три других проекта, в которые вложены казенные деньги, - "Богословский", "Заречный" и ОЭЗ "Титановая долина" - в реестре ассоциации значатся как создаваемые. Все это гринфилды, то есть создаются в "чистом поле", соответственно, требуют гораздо больших инвестиций, чем браунфилды, базирующиеся на пустующих промплощадках.
- Создается впечатление, что законодательно поддерживаются в первую очередь гринфилд-проекты, а действующим площадкам очень трудно вписаться в структуру господдержки. Может быть, есть смысл не ломать производство под законы, а наоборот, подстраивать законы под действующие и эффективные объекты? - предлагает вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров. - Все-таки у нас старопромышленный регион, где предостаточно пустующих площадок, так что далеко не всегда есть смысл строить что-то новое, вкладывая миллиарды.
Действительно, простаивающих или частично пустующих промзон в регионе хватает. И владельцы некоторых из них пытаются предоставлять бывшие цеха в аренду сторонним организациям, фактически работая по принципу индустриальных парков. Однако по формальным показателям они не могут быть признаны таковыми, соответственно, и рассчитывать на господдержку им не приходится. Один из ярких примеров - трубный завод в Каменске-Уральском, на базе которого с 2012 года действует индустриальный парк, сегодня имеющий девять резидентов, создавших в общей сложности 3871 рабочее место.
- Когда мы подавали заявку на господдержку в прошлый раз, площадь индустриального парка должна была составлять не менее 20 процентов от общей площади предприятия. Сегодня в национальном стандарте эта цифра выросла до 50 процентов. Территория нашего завода - 297 гектаров, под индустриальный парк отдано 60. Немало, но требованиям стандарта мы все равно не отвечаем, поэтому и помощи от государства ждать не приходится, - резюмирует представитель индустриального парка "Синарский" Сергей Коленков.
Вообще, система поддержки таких объектов в Свердловской области выглядит весьма эклектично. По своим каналам ее предоставляет целый ряд министерств и ведомств: совет по инвестициям при губернаторе, министерства экономики, инвестиций и развития, внешнеэкономических связей, Корпорация развития Среднего Урала, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства...
- Мы с коллегами изучили положение, по которому в 2017 году будут предоставляться меры областной поддержки индустриальных парков. Два документа по 65 страниц, в каждом - 132 показателя. Я понимаю, можно выяснить у управляющей компании параметры промплощадки. Но как спросить с каждого резидента, сколько у него через 10 лет будет инновационной продукции и рабочих мест? - задается вопросом Александр Макаров.
И он, и его коллеги отмечают еще один тревожный факт: все меры поддержки сегодня адресованы создателям индустриальных парков, девелоперам и управляющим компаниям. Но ни в одном документе ни слова не говорится о помощи резидентам. А это как раз чревато тем, что за государственный счет будут подготовлены производственные площадки, а работать там окажется некому.
Поэтому предприниматели предлагают разработать областной законопроект об индустриальных парках, в котором были бы зафиксированы все действующие меры поддержки, в том числе и резидентов. Оказывается, подобный документ еще в 2013 году прорабатывался Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП), но в Заксобрание он так и не поступил. Эксперты сходятся во мнении, что назрела необходимость вернуться к его обсуждению.
Марина Вшивцева, вице-президент СОСПП:
- При создании индустриального парка нужно очень четко просчитывать маркетинговую стратегию. "Титановая долина" - яркий пример того, что отход от первоначальной стратегии затормозил развитие проекта, теперь уже на десятилетия. Нужно изначально понимать, что мы продаем в индустриальном парке - льготы или базовые компетенции сотрудников управляющей компании. Когда мы продаем льготу, важно брать в расчет бенчмаркинг, понимать, с кем мы конкурируем. С Калугой, которая недалеко от Москвы? С нашим транспортным плечом это фактически невозможно. Неплохо было бы провести аудит, разработать типологию парков и определить потенциал развития. Мы должны понимать, откуда возьмутся резиденты, как их привлекать в проект. То есть в каждом конкретном случае необходим целый пул маркетинговых исследований.
А как у соседей
Курганская городская Дума утвердила нулевую ставку земельного налога для управляющих компаний и организаций-резидентов индустриальных (промышленных) парков. Инициатором введения налоговой преференции выступило правительство Зауралья. Как сообщили в областном департаменте промышленности, транспорта, связи и энергетики, на региональном уровне деятельность управляющих компаний и резидентов индустриальных парков также будет простимулирована рядом налоговых льгот: снижением региональной ставки налога на прибыль организаций с 18 до 13,5 процента, освобождением от уплаты транспортного и отдельных видов имущественных налогов. Перечисленные меры начнут действовать с 1 января 2017 года.