Новую генеральную схему водоснабжения должны вот-вот утвердить. Обсчитана смета - приблизительно на 12 миллиардов рублей. Однако группа ученых потребовала предоставить общественным экспертам исчерпывающие ответы на два принципиальных вопроса. Один касается риска "разноса радиационных элементов" с участка ядерного взрыва. Второй - качества очистки артезианской воды, "самой по себе для повседневного питья непригодной", а также оправданности инвестиций исключительно в нее. По инициативе комиссии по экологической безопасности Общественной палаты региона начался многосторонний диалог. Аргументы "за" и "против" излагают федеральные ведомства, профильные НИИ и предприятия, представители исполнительных органов власти области и города. Информация подчас противоречивая, путаная, с недомолвками. Вычленим главное, чтобы составить представление о сути и масштабе проблемы.
Наверное, кому-то эта информация покажется откровением, но в "эпоху Леонида Брежнева" подземные взрывы ядерных зарядов в Тюменской области, преимущественно в Ханты-Мансийском национальном округе, были делом рядовым. Прибегали к ним, к примеру, для поиска залежей углеводородов. Приблизительно в 70 километрах к северо-западу от регионального центра маломощный (всего-то 0,3 килотонны) взрыв в 172-метровой скважине, тщательно зацементированной, произвели для того, чтобы одним махом создать в глиняной толще искусственную полость для хранения конденсата. Похоже, неудачно - "стекловидное тело" диаметром 60 метров признали негерметичным. "Свод обрушился", - уточняет кандидат технических наук, доцент Тюменского индустриального университета Татьяна Германова.
Объект близ таежного поселка Чугунаево вошел в историю под названием "Тавда". Вообще-то это был эксперимент. Его могли провести в другом месте. А тут подземные озера. Областные начальники к выбору площадки отнеслись пассивно. Мирный атом испытали 7 октября 1967-го, уже через год неподалеку от скважины был запущен в эксплуатацию Чугунаевский участок водозабора, через четыре - производительный Велижанский водозабор. Последний весьма далеко от "Тавды". Сейчас он обеспечивает треть всей потребности города. Проведенная на средства областного бюджета разведка и доразведка артезианских месторождений в Нижнетавдинском районе показала: запасов хватит надолго. В недалекой перспективе второй водозабор, речной, власти планируют "отрезать" от Туры, соединить трубопроводом и насосами с глубинными источниками.
По словам директора областного департамента недропользования и экологии Жанны Злобиной, только за последние 20 лет взято свыше 60 проб почвы, растений, снега на активность радионуклидов. Показатели в норме. Не внушает опасений радиационный фон артезианской воды. В целом за полстолетия наблюдений не зафиксировано ни одного сколь-нибудь настораживающего факта. Сомневаться в безопасности дальнейшей разработки недр нет оснований, подчеркивает руководитель департамента. Глава администрации города Александр Моор прибегает к психологическому доводу: "Мы же не самоубийцы".
Однако следует учесть: сегодня объем добычи воды в Нижнетавдинском районе относительно мал, в будущем вырастет втрое. "Нельзя исключать перераспределения потоков подземных вод и поступление радиоактивных из центральной зоны взрыва к заборам эксплуатационных скважин. Несанкционированное бурение в зоне… может стать причиной радиоактивного загрязнения земной поверхности и водоносных горизонтов", - высказал свои опасения в письме сибирским экологам директор НИИ радиационной гигиены Роспотребнадзора Виктор Репин после консультаций со специалистами.
- К сожалению, у нас нет доступа к оригинальным документам о методике, технических характеристиках мониторинга. Чиновники предпочитают изъясняться устно либо предлагают выжимки. А из переписки с Росатомом напрашиваются следующие предварительные выводы. По сути, объект бесхозный, его официальный статус не определен, четко очерченных границ горного отвода нет. Скважина требует консервации. Ядерщики пока не готовы оценить риски, угрозы при масштабном водозаборе. Они о нем не знали. Им нужно разработать геомодель в соответствии с новыми реалиями, - рассказывает Татьяна Германова.
Одновременно диалог с Росатомом ведет и правительство области. Заместитель губернатора Вячеслав Вахрин недавно проинформировал ученых о результатах: возможно, "Тавду" включат в целевую программу по обеспечению ядерной безопасности, создадут неподалеку от несостоявшегося хранилища наблюдательный пост для оперативного анализа состава подземных вод, предотвращения ЧС. Кстати, тюменское управление Роспотребнадзора расписало целый комплекс мероприятий, которые региональные власти должны выполнить, прежде чем приступать к интенсивной добыче. Данное обстоятельство, по мнению некоторых наблюдателей, увеличило ориентировочный срок перехода на другую систему водоснабжения с 6-7 лет до 10.
С "Тавдой" явные подвижки. Ну а экспертная группа общественной палаты до сих пор в раздумьях, что подвигло чиновников к столь радикальному решению - полностью отказаться от поверхностных источников? Экологи настаивают на знакомстве с протоколом заседания регионального совета по экологической безопасности, где идея впервые прозвучала и была поддержана, требуют предоставить в полном объеме итоговые сведения по геологическим изысканиям. Они же не секретные.
Разумный, сбалансированный вариант сборного водозабора - 50 на 50, убеждает председатель упомянутой профильной комиссии палаты Альберт Фахрутдинов. Это-де характерно для мировой практики, на эту пропорцию нацеливает отечественное законодательство.
- Да, Тура, как всегда, загрязнена, но не критически, по многим показателям отмечается положительная динамика. Да, порой чрезмерно мутна, так для чего технологии осветления? В конце концов, не ахти как далеко от нас куда более чистые реки - Тавда, Тобол. Давайте обсудим сообща предлагаемый моими коллегами вариант прокладки водопровода с расчетом снабжения Тюмени и некоторых безводных районов юга области. Отчего-то кураторы отрасли и слушать об этом не желают. В то же время вместе с поставщиком воды не показывают свои экономические расчеты. Нам говорят: очистка артезианской воды дешевле, чем речной. У нас противоположные данные. Да и представитель водоканала четыре года назад заявлял обратное. Свести к минимуму концентрацию токсических веществ, кремния весьма затратно. А вдруг захотят удешевить за счет здоровья сибиряков? - задает провокационный вопрос Альберт Фахрутдинов.
К слову, в некоторых российских городах, где полностью либо большей частью перешли на подземные источники, проявились серьезные проблемы медицинского характера. Как выяснилось, из-за того, что не был проведен глубокий химический анализ артезианской воды. По своему составу она может, в зависимости от географии, структуры пород, сильно отличаться.
На сей день тюменцам четко объяснили одно: Тура не устраивает специализированное предприятие своей стихийностью. То слишком мелка, то подмывает берега. То один состав воды, то другой. Соответственно для надежной очистки приходится часто менять состав химических реагентов. В глубинах же постоянство, а значит, и операционные издержки стабильны. Ресурсы Туры далеко не исчерпаны, к тому же уровень водопотребления существенно снизился благодаря применению энергоэффективных технологий и квартирных счетчиков.
Альберт Фахрутдинов сетует на кулуарность обсуждения важнейшего для его земляков вопроса, призывает к публичному экспертному анализу принципиально новой схемы водоснабжения Тюмени, которая, кстати, не вписывается в генплан города. И готов, если подозрения не подтвердятся, если распорядители финансовых средств докажут эффективность их использования, если будут гарантии безопасной эксплуатации тавдинских месторождений, пожать руки авторам идеи.
Между тем нет ясности даже с источником финансирования. По одним сведениям, 12 миллиардов рублей возьмут исключительно из казны. По другим, с неким инвестором заключат концессионное соглашение.