По словам предпринимателей, к этому их обязывает федеральное законодательство. Вся информация для пассажиров-инвалидов должна дублироваться звуковыми и зрительными сигналами, надписями, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. На екатеринбургских табличках указан номер автобуса, путь следования, исполнитель услуг и контролирующие структуры. Каждая стоит примерно 2,5 тысячи рублей.
Чтобы оценить новшество, корреспондент "РГ" проехала на одном из автобусов. Поскольку я уже знала, где расположена табличка, найти ее не составило труда: яркое желтое пятно на окне размером чуть меньше формата А4. Но, если войти не в переднюю дверь, на поиски придется потратить гораздо больше времени. И дело не только в переполненном салоне. Расположено табло прямо над креслом кондуктора. Чтобы дотянуться до него руками, придется забраться на подножку и считывать текст буквально через голову.
- Не знаем мы, что тут написано. Сказали: надо для слепых, значит, надо, - смущается девушка-кондуктор. - В другом месте ее нельзя повесить: оторвут или испортят.
Интересно, что сами инвалиды к инициативе перевозчиков отнеслись скептически. Во-первых, с шрифтом Брайля знакомы всего 20 процентов незрячих, остальные 80 - это те, кто ослеп поздно и не учился в спецшколе. Во-вторых, решение, ехать или нет, принимается на остановке, а не в салоне. Гораздо полезнее были бы контрастные надписи для слабовидящих.
Сергей Ваньшин, гендиректор Института профреабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых "Реакомп":
- За рубежом я встречал лишь брайлевскую букву s (сокращение от stop) возле кнопки сигнала водителю на вертикальном поручне у дверей. Указатель с номером маршрута целесообразнее повесить на внутренней стороне складывающихся дверей. Тогда, ступив на подножку, слепой может проверить, куда следует автобус. При закрытии дверей эта табличка окажется внутри салона и не испачкается. Вместе с тем мне трудно представить, как водитель сможет менять таблички при изменении маршрута. Обширный текст на табло не нужен: вряд ли кто-то будет его изучать. Если уж размещать его, то возле сиденья для инвалидов, чтобы читать двумя руками.
Сергей Чистый, вице-президент фонда "Город без барьеров":
- Установку табличек нужно рассматривать в комплексе с другими компенсационными мероприятиями: развитием социального такси, социальным сопровождением, заменой надписей на шрифте Брайля звуковыми системами и т.д. Они должны быть едиными на территории всего города. Хватает средств на дублирование звуком - ради бога. Но есть же более острые вопросы. Когда опорники и колясочники не могут сами зайти в автобус, заниматься в общем-то украшательством для слепых - дело вкуса. В Екатеринбурге везде ездят кондукторы, они могут объявлять остановки. Или водители. Может, сейчас не все водители говорят на чистом русском языке? Но это уже другая проблема.