Решение по "скифскому золоту" вынесут до 14 декабря

Решение по "скифскому золоту" суд вынесет до 14 декабря. Об этом заявила председательствующая на слушаниях в Окружном суде Амстердама судья Дудок ванн Хил. Коллегия судей должна теперь сформировать свое мнение, сказала судья.

На заседании стороны изложили свои позиции и аргументы относительно того, что дальше делать с уникальной коллекцией из примерно двух тысяч предметов, которую вывезли в начале 2014 года для экспонирования на выставке "Крым: золото и секреты Черного моря" в музее Алларда Пирсона при Университете Амстердама. После воссоединения Крыма с Россией стало непонятно, кому принадлежат экспонаты - права на них предъявили как Россия, так и Украина. Поэтому Университет Амстердама принял решение пока не возвращать коллекцию, чтобы юристы определили, кому она принадлежит.

По словам адвоката, представляющего интересы крымских музеев Михеля ван Левена, музеи на момент организации выставок имели право действовать самостоятельно, а в договоре между музеем Алларда Пирсона и крымскими музеями прописано обязательство передать все экспонаты назад после окончания выставки.

"Политика не должна играть роль в урегулировании данного спора, - заявил Левин. - Решение необходимо искать в том правовом поле, которое было в тот момент, когда коллекция была одолжена".

Российскую сторону представляют, в том числе, юристы из Крыма. Именно крымские музеи подали иск в ноябре 2014 года в отношении Университета Амстердама. В числе музеев, отдавших свои экспонаты на выставку в Голландию - Центральный музей Тавриды, Керченский историко-культурный заповедник, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник "Херсонес Таврический".

На слушаниях в Амстердаме, в частности, выступил сотрудник национального заповедника "Херсонес Таврический" Никита Храпунов. По его словам, "часть спорных вещей была найдена в период Российской Империи, когда Украина не существовала политически. Другие находки были сделаны в первые десятилетия советской власти, когда Крым являлся частью Российской Федерации. Финансировали эти раскопки российские институты. Поэтому у Украины нет никакого морального права на вещи, найденные и сохраненные в те времена". Как отметил эксперт, после обретения независимости Украина фактически отказалась выделять средства на археологические экспедиции и бороться с нелегальными раскопками.

"Раскопки и реставрация стали возможными только благодаря самоотверженному труду археологов, музейных работников и других энтузиастов, - подчеркнул Храпунов. - Они привлекали средства частных спонсоров, зарубежных организаций, иногда работали без зарплаты и даже сами платили за реставрационные материалы. И только теперь, когда благодаря усилиям крымских музейных сотрудников и археологов крымские вещи стали известны во всем мире, Украина вдруг озаботилась их сохранностью. Это несправедливо и аморально".

Украина в свою очередь заявила, что коллекция принадлежит Музейному фонду Украины и должна быть возвращена в Киев.

Представители музея Алларда Пирсона также выступили на слушаниях в суде, отметив, что считают правильным решение не отдавать коллекцию до решения суда.