Действительно, поправки выгодны исключительно УПЦ КП, все попытки которого добиться признания у мирового православия, несмотря на старания и помощь президентов Ющенко и Порошенко, провалились. Будучи не в состоянии обеспечить своей "майданой" церкви монополию по законам церковным, в Киеве решили сделать это по законам мирским.
В пояснительной записке авторы, среди которых оказался, например, и олигарх Сергей Тарута, утверждают: "В настоящее время конституционное право верующих граждан и созданных ими общин относительно свободного религиозного выбора затруднен, а иногда его невозможно реализовать". А потому закон должен "обеспечить представителей религиозных общин правом на свободную и беспрепятственную смену подчиненности религиозным центрам". В этой связи предлагается оценивать принадлежность человека к той или иной церкви по его "участию в жизни конкретной религиозной общины". Второе дополнение гласит, что религиозная община может сменить свою подчиненность "путем регистрации новой редакции статута, принятой с согласия большинства присутствующих на собрании граждан, которые принадлежат к общине".
Иными словами, авторы считают, что украинцы еще не разобрались, к какой ветви православия они относятся, и не могут считаться членами религиозных общин, если не участвуют активно в их жизни. То есть человек, посещающий церковь только на Рождество и Пасху, по мнению украинских депутатов, настоящим прихожанином не является. Определять же, кому приход будет подчинен - самозваному "киевскому патриарху" Филарету, митрополиту Киевскому Онуфрию или даже Папе Римскому, - должны именно активные члены общины.
Такую логику кроме как иезуитской назвать сложно. За ширмой обещаний большей свободы религиозного самовыражения Рада узаконит силовые захваты храмов и террор против православных священников, которым с момента образования УПЦ КП регулярно промышляют хоть и малочисленные, но гиперактивные, агрессивные, а с недавних пор и вооруженные сторонники УПЦ КП. Схема применения закона проста: десяток "активистов", переметнувшихся в угаре националистической истерии к Филарету, вполне способны организовать "собрание прихожан", на котором примут новый статут и переведут приход в подчинение расстриге. Мнение и голоса священника, а также менее "активных" прихожан, учтено не будет, либо к недовольным применят силу. Таким способом теоретически можно переподчинить даже Киево-Печерскую лавру. Против поправок уже выступили представители УПЦ МП, Апостольской нунциатуры на Украине, а также Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины. Так, католики видят опасность захвата своих приходов со стороны грекокатоликов. А соперники лютеран - те же "боевики-прихожане" из УПЦ КП.