Эксперты уже выяснили, что банкноты не являются продукцией предприятия "Гознак". Хотя, судя по всему, сделаны весьма качественно - отличить подделку можно только с помощью специальной аппаратуры, которая есть далеко не в каждом магазине. А на глаз - практически невозможно. Обычно поддельные купюры продают в соотношении один к трем, но бывает, требуют и более высокую цену - всего вдвое меньше от номинала.
Впрочем, задержание сбытчиков подделок - только начало. Теперь сыщикам предстоит размотать весь клубок - выяснить, где находится печатный станок, кто организатор "производства", каковы каналы транспортировки и реализации.
Не секрет, что полицейские давно имеют дело с промышленными масштабами производства фальшивых денег. Причем - именно на Северном Кавказе. Сыщики горько шутят, что еще чуть-чуть, и этот регион превратится в филиал "Гознака". Статистика утверждает, что фальшивомонетничество занимает в преступном бизнесе третье место после торговли оружием и наркотиками. В странах СНГ каждый десятый доллар США - фальшивый. Ежегодно в России задерживают от двух до четырех десятков преступных групп, занимающихся изготовлением фальшивых денег, под суд идут от тысячи до трех тысяч преступников. И все равно их количество не уменьшается, а фальшивки не только расползаются по карманам населения и кассам магазинов, но и оседают в хранилищах банков. Известен случай, когда в "кладовых" Банка России обнаружили 130 миллионов фальшивых рублей!
Причина - в почти безупречном качестве подделок. Для защиты банкнот от подделок тратится немало усилий и средств. Постоянно усложняются художественно-графические изображения, используется специальная бумага, сплавы, красители, применяется защитная нить и микропечать.
Микропечать - это повтор слов, выполненный в различных местах банкнот буквами, которые не видны невооруженному глазу. Эти буквы в случае ксерокопирования банкноты выглядят как сплошные линии.
Еще используют цветные голограммы, защитные люминесцентные волокна, водяные знаки, "плавающие" нити, которые почти невозможно - пока - воспроизвести на копировальных устройствах.
Эти и многие другие меры защиты подлинных купюр стоят очень дорого. Эксперты шутят, что скоро будет проще перейти к массовой чеканке золотой монеты. Единственное оправдание этим огромным затратам - надежда на снижение уровня фальшивомонетничества.
Сегодня обычный человек без специальной аппаратуры отличить фальшивую денежку от настоящей вряд ли сумеет. Что там рядовой гражданин - над проблемой "купюрной идентификации" трудятся лучшие специалисты Экспертно-криминалистического центра МВД, которые с сожалением констатируют: мастерство фальшивомонетчиков неуклонно растет.
Да, при современном развитии науки и техники можно насытить денежный билет неимоверным количеством элементов защиты. И нет такого элемента защиты, который невозможно было бы имитировать. Правда, нет и такой подделки, которую нельзя было бы распознать. Но вот в чем закавыка: определить подделку можно только с помощью "умной техники".
Большинство поддельных рублей Банка России изготовлено на копировально-множительной технике и печатающих устройствах для ЭВМ. Это без особых усилий распознается экспертами правоохранительных органов, но далеко не всегда - кассовыми работниками. Порой ошибаются и кассиры, снабженные специальными аппаратами для проверки денег. В России степень такой оснащенности - 70 процентов всей торговли.
Но это - только цветочки. Настоящие ягодки созревают, когда выявляются банкноты, сделанные полиграфическим способом. Встречаются настоящие шедевры, имитирующие большинство визуально определяемых элементов защиты. Таких как микроперфорация, ныряющая или оконная защитная нить, часть специальных элементов защиты.
Однажды в Орловской области появились высококачественные подделки тысячных купюр, которые "правильно светились" даже в ультрафиолетовом излучении. Более того, слова "тысяча рублей" выполнены лазером, а не проколоты иголками, как делали раньше фальшивомонетчики.
А "качественные" подделки иностранной валюты вообще можно выявить только по незначительным графическим искажениям некоторых реквизитов. Например, шершавый воротник на 100-долларовой купюре у президента Франклина. Эти деньги даже правильно светятся в инфракрасном излучении. По словам экспертов, на поддельных долларах "взгляд у Франклина какой-то тусклый". Был даже случай, когда полицейский, продавая дачу, заметил на долларах одинаковые банковские номера. Что удивительно, в ряде обменных пунктах и даже банке контрольные приборы подтвердили подлинность купюр. И только после специальной экспертизы обнаружилась подделка. Если бы не наметанный глаз опера, фальшивки пошли бы в оборот.
Ну и как все это распознать неискушенному потребителю? И можно ли его судить за неизбежные ошибки? Полицейские считают, что, безусловно, - нет. Ведь как бывает? Дали человеку, например, на сдачу фальшивую купюру. Или "ошиблись" в обменном пункте. Он, не подозревая об этом, попытался рассчитаться подделкой в магазине или, скажем, оплатить счет. И контролирующая техника обнаружила фальшивку. Так что же, человеку идти в тюрьму? Ведь преступление, казалось бы, налицо: попытка пустить в денежный оборот подделанную банкноту. На самом деле в этом случае состава преступления нет. Следователям необходимо убедительно доказать преступный умысел подозреваемого. То есть должны быть факты, улики, что этот гражданин связан с изготовителями и сбытчиками фальшивых денег, знал, что у него в руках подделки и сознательно пытался их реализовать. Здесь не проходит фокус, когда, для "усугубления вины" подозреваемому могут подбросить пакетик с наркотиками. Здесь оперативникам придется проводить целую спецоперацию, причем изъята должна быть крупная партия фальшивых банкнот. Одна бумажка судей не убедит.
Какие банковские билеты пользуются особой любовью фальшивомонетчиков?
Как правило, криминальные умельцы выбирают те купюры, которые наиболее в ходу и достаточного номинала. Понятно, что подделывать купюры номиналом 500 рублей не особо выгодно, а пятитысячные банкноты запускать в оборот преступники опасаются - их надо сдавать оптом крупному покупателю, в простом ларьке или на рынке могут не разменять. Поэтому 90 процентов всех подделок - именно "тысячи". И еще в большом ходу сотенные банкноты.
Из иностранной валюты большим спросом пользуются сотенные купюры долларов и евро. Их ежегодно изымают в среднем по два миллиона.
Кстати, Интерпол создал в Европе специальный отдел по борьбе с фальшивомонетничеством и подделкой платежных документов. Ежегодно закрываются около десятка подпольных типографий, арестовываются до полутысячи подозреваемых, изымается почти полмиллиона не поступивших в оборот поддельных банкнот, многие из которых предназначались для России.
Специалисты МВД подсказали, как отличить поддельную купюру в 1000 рублей (ее себестоимость - примерно 180 рублей). Герб Ярославля у настоящей купюры должен под разными углами освещения менять цвет - с фиолетового на рыжий. А слева от памятника Ярославу Мудрому должны появляться радужные полосы.