06.10.2016 04:26
    Поделиться

    Что мешает развитию туризма в Приморье

    Транспортная инфраструктура сдерживает развитие туризма
    Возросший поток въездного туризма не только радует всех связанных с этой отраслью специалистов, но и выявляет ее узкие места. Точнее, таких мест в только становящейся на крыло сфере полным-полно, так что стоит говорить лишь об очередности проблем, которые надо решать.

    Еще накануне нынешнего туристического сезона казалось, что проблема в Приморье одна - дефицит гостиничных мест. Но ее острота осознана: пусть трехзвездочные, но гостиницы строятся, все приехавшие в край на улице не ночуют. Потом оказалось, что в регионе вообще отсутствует как явление институт гидов и экскурсоводов, - срочно начали их подготовку и аккредитацию. Окончание летнего сезона заставило общественный совет по развитию туризма заняться еще одним узким местом. А именно дефицитом авиационного и автобусного парков и неправильно выстроенной маршрутной сеткой к значимым туробъектам.

    Людям, интересующимся не Владивостоком, а красотами Сихотэ-Алиня, туроператоры не могут гарантировать доставку, например, к районам рыбалки на таежных реках или сплава по ним.

    - Системы бронирования мест в самолетах, летающих в северные поселки Приморья, нет в принципе. Два работающих на линии Bombardier DHC-6 едва справляются с транспортировкой пассажиров. Но даже если нам удается доставить гостей в райцентр Терней, дальше нужно лететь самолетом Ан-2 или вертолетом, на которые забронировать билеты также нет возможности. Там вместо брони просто листочек - список пассажиров, и попасть в него туристам невероятно сложно. А если прибавить к этой проблеме не всегда летную погоду, то туры в таежные места превращаются в игру "повезет - не повезет", - рассказывала председатель общественного совета Ольга Гуревич.

    Она же привела пример, когда с декабря 2015 года по май 2016-го туроператор предпринимал попытки купить билеты для отправки туристов к месту сплава по реке Кеме на июль, но так и не смог этого сделать.

    С декабря 2015 года по май 2016-го туроператор предпринимал попытки купить билеты для отправки туристов к месту сплава по реке Кеме на июль, но так и не смог этого сделать

    Между тем северные территории перспективны для развития туризма, и власти Приморья задумались о том, чтобы приобрести третий самолет. По словам заместителя директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Владимира Решетникова, есть надежда, что самолет купят до конца года, тем более что маршрутная сеть авиаперевозок будет расширяться и на юг региона.

    - Недавно мы запустили рейс на поселок Преображение. Есть еще одна привлекательная точка - поселок Восток. Рассматриваем предложения коммерческих компаний, имеющих воздушные суда. Есть идея забирать туристов прямо на пункте пропуска в Пограничном и самолетом везти дальше, - говорит Владимир Решетников.

    Кроме дефицита бортов развитию авиатранспорта и туризма мешает состояние взлетно-посадочных полос. В маленьких населенных пунктах они нуждаются либо в основательной реконструкции, либо в строительстве. Есть и другие нюансы. В поселок Рощино мог бы летать самолет, но Росавиация добро не дает - на пути к ВПП воздушное судно проходит над зданием школы.

    Нет больших проблем в том, чтобы возить туристов автотранспортом, тем более после вступления в силу ФЗ-99, согласно которому не требуется лицензирование некоторых видов деятельно¬сти, в том числе при нерегулярных перевозках людей автобусами вместимостью до восьми человек. Но как раз это-то и развязало руки полутеневым предпринимателям, как выразился Владимир Решетников. Никто не контролирует техническое состояние небольших транспортных средств и здоровье водителя. Владельцы маленьких автобусов часто не имеют юридического статуса, например, индивидуального предпринимателя. Они не зарегистрированы в налоговой инспекции, даже проверить их нельзя: этих перевозчиков как бы нет. И уж точно у хозяина такого автобуса нет страховки для пассажиров на случай ДТП.

    Конечно, туроператору удобнее работать с крупными транспортными компаниями, у которых автобусы большие, комфортабельные и чистые. Но ситуации бывают разные, и уж если надо переместить людей из пункта А в пункт В, туроператор сделает это любым способом, чтобы не ударить перед гостями в грязь лицом. К тому же российское законодательство не регламентирует перевозку туристов в отличие от правил транспортировки детей. Нелицензированные перевозчики еще и демпингуют, а какая фирма не согласится сэкономить…

    Кстати, цены на услуги крупных автотранспортных предприятий вызывают у руководителей туристических фирм подозрение в сговоре.

    - Создается впечатление, что крупные автобусные компании договорились между собой об одной высокой стоимости своих услуг. Даже на авиарынке можно найти варианты, но не при заказе автобуса для туристов. Очень часто просят платить наличными. И заказать транспорт по Интернету можно только в одной компании, остальные не принимают заявки даже по телефону, нужно приехать лично и с деньгами, - рассказывает директор одной из турфирм Владивостока Наталья Калачинская.

    Регламентация работы автотранспортных фирм с туркомпаниями пока остается открытой, хорошо хотя бы то, что всем понятно: в этих отношениях есть что упорядочивать.

    Кстати

    Федеральное законодательство ограничивает перевозку пассажиров и проведение экскурсий на маломерных плавсредствах. Требования для получения лицензий на такую деятельность непомерны. В Приморье поискали выход и, как кажется, нашли его. Можно внести изменения в закон о свободном порте Владивосток, которые позволили бы проводить экскурсии на маломерных и прогулочных судах. Предложение направлено в Ростуризм, минкульт и минтранс. Как говорят в департаменте туризма администрации края, есть высокая вероятность рассмотрения этой идеи на осенней сессии нового созыва Государственной думы. Между тем в Приморье зарегистрировано почти 38 тысяч владельцев маломерных судов, и многие готовы внести лепту в развитие туризма.

    Поделиться