Нижегородская семья взяла на воспитание детей из специнтерната

Многодетная приемная семья Мазуровых-Арзамасцевых из Нижнего Новгорода со дня на день ожидает пополнение: в доме уже подготовлено место для двух сестренок трех и шести лет. А пока Ольгу Мазурову называют "мамой" семеро приемных детей.

Одолели бюрократическую систему

Но до того как услышать это слово в первый раз, Ольге и ее мужу Дмитрию пришлось очень долго бороться с ветряной мельницей бюрократической системы. Супруги в итоге победили и стали первой приемной семьей в Советском районе Нижнего Новгорода.

Холмы, живописно украшенные желтеющими деревьями, сельская дорога через поле, - весь пейзаж говорит о том, что мы уехали далеко от областного центра. На самом деле этот тихий природный уголок - поселок Новопокровское. Он находится в черте Нижнего Новгорода и входит в состав Советского района. Именно здесь в частном доме проживает приемная семья Мазуровых-Арзамасцевых - сегодня в гостях у них корреспонденты "РГ".

Нас встречают дружным лаем собаки - их в доме три, как, впрочем, и кошек. На участке ведется стройка. Сразу видно, что к проекту строительства дома для большой семьи ее члены подошли со всей ответственностью.

У Мазуровых-Арзамасцевых трое своих и семеро приемных детей. По словам Ольги, ко всем ребятам она относится одинаково: с любовью, пониманием, но и с должной строгостью. И неудивительно. Одной лаской семейство, состоящее из повзрослевших детей и подростков, сложно держать в "узде".

Ольга Мазурова по образованию архитектор, ее супруг Дмитрий Арзамасцев - художник. О том, чтобы стать приемными родителями, они задумались в 2004 году.

- К началу XXI века государственная политика применительно к семье изменилась в лучшую сторону, но в 2004 году мы столкнулись с огромным количеством трудностей, - вспоминает Ольга. - Детьми чуть ли не торговали. За каждой подписью я ходила по три недели, документы оформлялись со скрипом, их нам под любым предлогом не хотели подписывать. А некоторые семьи ждали решения по девять месяцев и дольше.

Научились сами и научили других

Архитектор Мазурова устроилась работать нянечкой в Дом ребенка N 2, чтобы быть ближе к восьмимесячному малышу Леше, с которым ей не давала соединиться бюрократическая система. Выполняя тяжелую работу, Ольга постоянно раздумывала о судьбе отказных детей, о масштабе этой общегосударственной проблемы.

В 2005 году супруги все же добились своего и взяли уже одиннадцатимесячного Лешу под опеку. Старшие дети - Александр и Анна - поддержали их решение и всячески помогали родителям. А малютке Светлане было на тот момент три года, и появление в доме приемного братика она восприняла как должное.

В 2007-м Мазуровы-Арзамасцевы наконец-то получили статус приемной семьи. После этого хождения по мукам супруги решили сделать все возможное, чтобы помочь брошенным детям Нижегородской области. И просветить родителей в том, что они способны сыграть важную роль в судьбах сирот.

- Мы разработали проект по продвижению семейной формы устройства "Центр осознания миссии женщины". Этот проект получил грант. Мы с друзьями проводили конференции для работников системы образования, сотрудников детских домов. Выпускали буклеты, плакаты и листовки, пропагандирующие различные формы устройства брошенных детей в семьи, - рассказывает Дмитрий Арзамасцев.

С легкой руки Ольги в Нижнем Новгороде начали работать первые "Школы приемных родителей" на базе социального центра "Журавушка". Теперь такие школы открыты по всей Нижегородской области. Их около 50. С приемными родителями работают юристы и психологи.

- Сейчас модно говорить о духовном развитии и душе. Но мне думается, что нужно меньше говорить, а больше делать добрых дел. Когда я работала в центре "Журавушка" консультантом приемных семей, мы запустили по телевидению рекламу: "Поможем всем желающим принять в семью ребенка". Отклик не заставил себя долго ждать: за 2 месяца поступило более 100 звонков. Вскоре мы создали "Ассоциацию приемных родителей", - рассказала Ольга.

Многодетность в награду

За это время в семье Мазуровых-Арзамасцевых появились еще шестеро приемных детей: две сестренки - Катя и Настя, Андрей, Артем, Александра и 17-летний Илья.

Все ребята живут дружно. Каждый день в семье наполнен для них событиями и занятиями, в которых дети получают жизненно необходимые навыки. Мальчишки помогают папе строить дом. Они научились делать цементную стяжку на полу, выравнивать стены, подготавливать колодцы под канализацию. Девочки хлопочут по хозяйству.

Самые старшие - Александр и Анна - уже получили образование и обзавелись своими семьями, а из младших двое учатся в школе, шестеро - в техникумах. Александра учится на повара-кондитера, Андрей - на организатора праздников, Илья - на штукатура, Артем - на мастера-отделочника, Катя - на организатора общественного питания, а ее сестра Настя - на стилиста-визажиста.

Заметим, что все приемные дети - воспитанники коррекционной школы-интерната.

"Мне с мамой и папой лучше"

Илья достаточно откровенно рассказывает о своей жизни в ней. Он долгое время общался с Ольгой, когда та приезжала к другим детям. И наконец-то смог попасть в семью. На вопрос, зачем это ему, взрослому, 17-летнему парню, который уже скоро может жить самостоятельной взрослой жизнью, отвечает не задумываясь.

- Мне с мамой и папой лучше. Я не хочу потеряться в жизни. Ребята, которые вышли из интерната, словно свора. Стараюсь не общаться с ними. Я знал, что если не обрету семью, то мне конец, - объяснил свой выбор Илья.

- Да, 90 процентов ребят, выйдя из детских домов, интернатов, не доживают до своего тридцатилетия, - приводит печальную статистику Ольга. - Они либо попадают в криминальную среду, либо становятся наркоманами, либо просто погибают.

По мнению Мазуровой, одна из причин этого кроется в том, что для выпускников детских домов не выделяется вовремя жилье. Например, ее приемный сын Андрей должен получить квартиру в следующем году, но ему сказали: жилья нет, ждите.

- Сейчас в Нижнем около 400 человек в очереди, на этот год для них выделено всего 26 квартир. С каждым годом очередь будет только расти. Сегодня получают квартиры дети 1994 года рождения, и то не все. Мне очень жаль всех подростков. Я видела погибающих выпускников, но я не могу всех их взять к себе домой, - сокрушается Ольга.

Некоторые нижегородцы считают, что приемные семьи берут детей с целью обогащения. Чтобы не работать и таким образом "зарабатывать на детях".

- Это не так. Да, государство помогает, но десять лет, в течение которых я "работаю" приемной мамой, никак не отразятся на моем трудовом стаже, - говорит Ольга. - И, конечно, на нормальную пенсию рассчитывать не приходится.

Читателю на заметку

Что получает приемная семья:

единовременная выплата 15 512 рублей за каждого ребенка;

ежемесячная выплата на ребенка - 7700 рублей;

ежемесячное вознаграждение приемным родителям - 7400 рублей за ребенка;

компенсация на школьное питание, проезд и ЖКУ.

Кстати

По данным министерства социальной политики Нижегородской области, в регионе наметилась тенденция к уменьшению числа детей, оставшихся без родительской опеки. Если три года назад их было около 13 тысяч, то сейчас - порядка 11 тысяч человек. Из них 90 процентов - дети-сироты.

Контакты

Тем, кто хочет взять ребенка в семью:

детский проект http://sirota52.ru