Почему жители севера Иркутской области могут остаться без авиасообщения

Более 20 тысяч человек на севере Иркутской области рискуют быть отрезанными от большой земли. Региональный бюджет задолжал авиакомпании, которая обеспечивает перевозки, более 26 миллионов рублей.

Полеты в поселки Ербогачен и Маму много лет субсидируются из областного бюджета. Однако с июля авиакомпания "Ангара" не получила ни копейки. "Поэтому мы приостановили предварительные продажи билетов по субсидируемым тарифам на ноябрь и декабрь, - пояснила Дарья Давыдова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний "Истлэнд", в которую входит авиакомпания. - Без субсидий билеты будут недоступны большинству населения. Неоднократно обращались в региональное правительство, но ответа так и не получили".

Для жителей северных районов остаться без авиасообщения - это не только невозможность попасть в областной центр по делам. Регулярными рейсами, например, врачи отправляют в Иркутск сложных пациентов, которым необходима высокотехнологичная медпомощь.

В министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области пояснили, что в июне указом губернатора были отменены нормативные акты, регулирующие тарифную политику на воздушном транспорте. А новые не приняты до сих пор. "Поэтому служба по тарифам не может рассчитать сумму субсидии, а министерство не имеет правовых оснований на ее выплату", - пояснили в ведомстве. Однако, по словам председателя правительства Иркутской области Александра Битарова, держать руку на пульсе должно было министерство жилищной политики, энергетики и транспорта. "Они уже получили от меня взбучку. Мы с этим разобрались. Авиакомпании все будет оплачено с 1 июля. Механизм найден, но на это понадобится около месяца", - пояснил Битаров.

Кстати, компания "СиЛА", которая должна была заменить в Приангарье обанкротившегося бурятского перевозчика ПАНХ, не приступила к полетам по той же причине - ей не перечислили субсидии. В Усть-Илимск, Нижнеудинск, Железногорск-Илимский и поселок Казачинское самолеты не летают с мая. Но у их жителей есть альтернатива - автомобильный транспорт. У северян ее нет.

Кто виноват?

Росавиация сейчас изучает сложившуюся ситуацию, отметил в беседе с "РГ" представитель ведомства Сергей Извольский.

Между тем, как пояснил "РГ" главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, действия авиакомпании, остановившей продажу билетов по спецтарифам, правомочны. "Перевозчик не может работать себе в убыток. Нужны деньги на топливо, зарплату. Если техобслуживание не делается вовремя, а на это тоже нужны средства, наступает уголовная ответственность. Перевозки в отдаленных территориях низкорентабельные. И, конечно, нести социальную ответственность в таком случае должен не бизнес, а власть. На Камчатке, например, власти в свое время купили региональной авиакомпании самолеты, так как аренда обходится дорого. Я не помню подобных случаев в последние 5-7 лет в других регионах. Хорошо, что власти в Иркутской области подключились к решению вопроса", - отметил эксперт.

Подготовила Алена Узбекова