В конкурсную программу вошли спектакли одиннадцати театров России самых разных жанров и форматов - драма, комедия, трагедия, городская легенда, притча, публицистическая монодрама, вербатим (документальный театр от латинского verbatim - дословно), спектакль для всей семьи. Зрители увидели спектакли по пьесам Шекспира, Гоголя, Чехова, Зощенко, Брехта. Современные авторы были представлены Захаром Прилепиным, Владимиром Гуркиным, Виктором Ольшанским и даже школьником из Ростовской области Андреем Руденко.
Фестиваль в очередной раз высветил одну из главных проблем нынешнего театра - острый дефицит качественных текстов современных авторов. В особенности - на молодежную тематику. Конечно, классика на то и классика, чтобы с ее помощью говорить о том, что волнует сегодня. Тоскуют современные женщины по сильному мужскому плечу - а что по этому поводу думал Вильям наш Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой"? Вот и брехтовского "Доброго человека из Сычуани" в наши дни воспринимаешь иначе, чем в эпоху знаменитой Таганки.
- Смотришь и думаешь: "А сам-то ты кто? Если в 1960-е годы еще можно было сказать про себя: "Я и есть тот самый добрый человек из Сычуани", то сегодня, чтобы ответственно заявить такое, нужно пойти на большие жертвы. А мы к этому не готовы. Или, может быть, устали быть готовыми? - рассуждает член жюри фестиваля Елена Кожевникова.
Классика всегда дает много возможностей для осмысления современности. Можно, наверное, как это сделали в Тюменском драматическом театре, отобрать у Ромео, Меркуцио, Тибальта шпаги и выдать семействам Монтекки и Капулетти пистолеты, плееры с наушниками и мобильные телефоны. Да только простой заменой театрального реквизита на все вызовы времени не ответишь. Современные "отцы и дети" сталкиваются с ситуациями, о которых великие драматурги и не подозревали.
Во время Золотухинского фестиваля состоялось награждение победителей краевого конкурса драматургических произведений "Авторская сцена Алтая". Идею его проведения предложил арт-критик Вадим Климов. На конкурс было прислано восемнадцать пьес авторов из Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска и из сельских районов края. В состав жюри входил и автор этих строк. Почитали, обсудили, немного поспорили и определили победителей. Но, честно говоря, ни одна пьеса не впечатлила - ни членов жюри, ни театральных деятелей. Конкурс прошел, а ставить нечего. Где ты, современный Чехов?
Режиссеры вынуждены искать материал не столько в современной драматургии, сколько в прозе. Так, магнитогорский драматический театр привез в Барнаул постановку "Допрос" по повести Егора Прилепина. Спектакль рассказывает историю двух друзей, ложно обвиненных в убийстве. После их допроса в полиции друзья получают не столько физические, сколько моральные травмы. В обычную, слегка шалопайскую и достаточно незатейливую жизнь молодых людей ворвались унижение и ужас. И главный герой задумывается о многом. Например, о том: "Зачем я живу?" и "Что значит быть мужчиной в наше время?".
Перекладывать прозу на язык драматургии всегда очень непросто. Магнитогорцам переплавка прилепинского текста удалась. "Допрос" идет без антракта и смотрится на одном дыхании. Добротная литературная основа подкрепляется любопытными режиссерскими ходами. Спектакль цепляет и ровесников главных героев, и представителей старших поколений. По сути, зрителям предложили очередное размышление на вечную тему отношений отцов и детей.
Из прилепинской повести запросто можно было слепить набившую оскомину чернуху, но спектакль, как ни странно, получился жизнеутверждающим. "Блудный сын" возвращается домой. Он возмужал, переосмыслил свое отношение к "предкам" и любимой девушке. Герой соскучился "в своей темноте по свету". Наконец почувствовал, что ему мало жить только своими физиологическими интересами.
- Театры пытаются выжить в нелегких экономических условиях, а значит, предлагают зрителю пьесы, уверенно претендующие на кассовые сборы. Как правило, такие постановки ничего не говорят о самом важном, о сущностном - считается, что массового зрителя, жаждущего отдохнуть и расслабиться, это отпугнет. История, рассказанная Прилепиным, говорит о том, что происходит сегодня, - о подчинении человеческой природы неким высшим государственным интересам. В Магнитогорске постановку очень хорошо восприняли. У нас думающий зритель, который не ушел из театра, как не ушел из него и зритель-мужчина. Сегодня очень важно тормошить общество, будоражить, не дать ему окончательно спрятаться в некую "внутреннюю Монголию". Увы, это не всегда получается, - рассказал "РГ" режиссер-постановщик Олег Хапов.
После "Допроса" аплодисменты были долгими и бурными - алтайская публика соскучилась по острым и злободневным спектаклям. Мы уже сыты по горло незатейливыми комедиями и водевилями, на которых полагается расслабляться и отвлекаться от житейских проблем. Зритель готов прийти на спектакль-допрос. Он даже готов добираться издалека, как сделали самодеятельные артисты народного театра из села Ребриха. Возглавивший делегацию Сергей Чикильдик - председатель комитета по культуре и делам молодежи администрации Ребрихинского района, не скрывал удовольствия после просмотра: "Угадали со спектаклем!".
Золотухинскому фестивалю есть, куда расти и развиваться. Например, было бы лучше, если бы спектакли шли только в вечернее время - не каждый поклонник Мельпомены готов выбраться в театр в середине рабочего дня. Актеры и режиссеры говорили, что оставляет желать лучшего процедура обсуждения спектаклей. А ведь обсуждение, диалог для участников фестиваля - самое ценное. По мнению приезжих критиков, афиша фестиваля получилась достойной и качественной. А на вкус барнаульской публики, в ней не хватало спектаклей известных в Сибири театров: новосибирских - "Красного факела" и "Глобуса", Красноярского ТЮЗа. Вызвал вопросы и выбор спектакля, которому отдали Гран-при. Когда организаторы фестиваля получают главный приз, у многих неизбежно возникает чувство неловкости и сразу вспоминается сакраментальное: "В Техасе должны побеждать только техасцы". Тем не менее Золотухинский фестиваль в целом оставил ощущение праздника.
Капитолина Кокшенева, критик, эксперт "Золотой маски":
- Фестиваль должен накапливать собственную культурную плодородную почву. Надо собирать не просто постановки, которые в тренде, но и спектакли, которые, помимо тренда, задают высокую художественную планку. Я бы предложила руководству фестиваля взять на себя миссию формирования драматургии, рассчитанной на молодого зрителя. Но не пустой, не брендовой и не трендовой, а той драматургии, где был бы Человек. И Человек - не как картонная фигура, не как знак молодежной субкультуры, а как личность со всеми его сложными вопросами: "Зачем я живу?", "Куда я иду?". Чтобы в драматургии не было пустых небес и пустой души. Пусть она дает зрителю дорогу, по которой можно идти в раздумье. Пусть она дает боль за человека. Если у режиссеров, у актеров, у дирекции фестиваля будет болеть душа за человека, фестиваль будет жить. Глядишь, на такой почве и местные драматурги вырастут.
Гран-при фестиваля удостоился спектакль Молодежного театра Алтая "Вишневый сад". Поставил его новосибирец, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Он и стал лауреатом в номинации "Лучший режиссер". Алексей Логачев, режиссер спектакля "Укрощение строптивой" (Алтайский краевой театр драмы) победил в номинации "За мастерство в молодой режиссуре". Кстати, именно эти два спектакля собрали значительную долю наград. Так, лауреатами в номинации "Главная мужская роль" стали Александр Савин за роль Лопахина в "Вишневом саде" и Константин Кольцов, сыгравший Петруччо в "Укрощении строптивой". Такая же ситуация повторилась с "Главной женской ролью" - успех разделили Галина Чумакова (роль Раневской) и Елена Адушева (роль Катарины). Игра Елены Адушевой особенно восхитила председателя жюри народную артистку России Ольгу Дроздову. Приз за "Лучшую эпизодическую роль" получила Ольга Любицкая, сыгравшая Знатока в шекспировской комедии. А лучшим актерским дуэтом второго плана жюри признало Ольгу Жучкову и Евгения Быкова за роли Дуняши и Яши в комедии Чехова. Среди других можно выделить номинацию "За творческий ансамбль", доставшуюся Альметьевскому татарскому драматическому театру, который привозил на фестиваль представление-притчу "Добрый человек из Сычуани".