Удастся ли в Омской области вернуть в оборот брошенную пашню

Вступили в силу изменения в федеральный закон, регламентирующий земельные отношения. Теперь неиспользованные по назначению сельскохозяйственные участки у нерадивых собственников можно изымать не через пять лет, как это было прежде, а уже через три года. Авторы поправок полагают, что ужесточение правил поможет вернуть в оборот пашню, пополнить региональные бюджеты и привлечь инвесторов.

В масштабах страны заброшенные земли занимают огромные территории. Два десятка лет назад, когда рушились колхозы и совхозы, эту землю бывшим работникам в качестве компенсации раздавали бесплатно. Однако руки до нее у большинства вынужденных землевладельцев так и не дошли, и толком неоформленные, неогороженные наделы заросли лебедой и чертополохом. Теперь успевшие состариться хозяева не в состоянии понять, где расположена их земля, а где - участок соседа.

- В Омской области не используется 525 тысяч гектаров пашни. При этом только 258 тысяч из них может быть вовлечено в оборот снова, поскольку остальное поросло не сорняками, а самыми настоящими лесами. Часть заброшенной земли испорчена солончаками и оврагами, - констатирует главный специалист профильного управления министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим Клапотовский. - Чтобы привести эту землю в порядок, требуются приличные финансовые вложения. Проще перевести ее в категорию земель лесного фонда, чем восстановить.

Однако прежде бесхозную землю нужно изъять - при условии, что собственники или арендаторы не начнут ее обрабатывать сами. Но, судя по всему, особой активности в этом они не проявляют.

- С начала года в Омской области выявлено более ста необрабатываемых участков, владельцами которых являются физические лица. И такая картина наблюдается уже не первый год, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель регионального управления Россельхознадзора Олег Подкорытов. - По восемнадцати фактам состоялись суды, материалы переданы в органы власти, которые уполномочены решать вопросы об изъятии брошенной земли. Остальные участки - на очереди.

По словам специалистов, самая плачевная ситуация наблюдается в северных районах Омской области, а также на отдаленных территориях по берегам рек. А вот в центральной и южной части региона она выглядит более оптимистично. Глава Омского района Геннадий Долматов в качестве примера приводит опыт села, которое всего за четыре года из убогого захолустья превратилось едва ли не в образцовый населенный пункт.

- Комсомольское поселение, занимающее в рейтинге нашего района предпоследнее, 23-е место, за короткое время вошло в тройку лучших, - констатирует Долматов.

Рецепт превращения оказался довольно прост. Власти поселка, основной доход бюджета которого составлял налог на землю, взялись навести на ней порядок.

- Мы решили, что огромная территория, которая не обрабатывалась с 1993 года, должна приносить пользу, - пояснил корреспонденту "РГ" глава Комсомольского сельского поселения Сергей Аукин. - Наделы жители получили от разорившегося хозяйства, но потом забросили. Кто-то из собственников умер, кто-то уехал, кому-то эта земля была не нужна изначально. Мы постарались разыскать и собрать всех. Предложили оформить наделы по закону, самостоятельно обрабатывать их или сдавать в аренду, платить налоги. Либо отказаться от ненужного балласта. И большинство односельчан так и сделало. В результате мы объединили 383 доли, сформировав участок в 3,5 гектара земли. И инвесторы не заставили себя ждать. Теперь это поля крупнейших в регионе современных птицеводческих комплексов, тепличного хозяйства европейского уровня, которые стали для нас надежным источником бюджетных доходов.

Если еще четыре года назад увидеть грузовик на местном большаке было большой редкостью, то теперь транспорт идет потоком в обе стороны. В Комсомольском появился бетонный завод. Десятки местных жителей, получив работу, начали строить жилье. На вырученные деньги на улицах поселка установили 400 фонарей, отремонтировали клуб. А благодарные инвесторы еще и соорудили спортплощадку для сельской детворы.

Сейчас районные власти готовят "наступление" на полторы сотни дачных кооперативов, где также давно пора навести порядок. Специалисты признаются, что работа это кропотливая, затратная по времени и нервная. Изъятие участка происходит на основании решения суда, который главным образом защищает интересы собственников. Но, в любом случае, земля начинает работать. Значит, игра стоит свеч. А теперь, когда закон на два года укоротил срок, в течение которого участки могут оставаться бесхозными, - тем более.

Еще одним стимулом для оживления земельных отношений стали ужесточившиеся штрафные санкции.

- Сейчас штрафы могут колебаться от одной до семидесяти тысяч рублей, в зависимости от категории лиц, на которые налагаются (физические или юридические). Однако они могут быть и гораздо выше, если учесть кадастровую стоимость земли, - поясняет начальник отдела земельного надзора регионального управления Россельхознадзора Евгений Гоман. - И это обстоятельство тоже заставляет шевелиться нерадивых собственников.

Специалисты уверены, что при желании заброшенную землю в отдаленных районах также можно вовлечь в оборот.

- В последние годы на севере области все активнее развивают животноводство. А это пастбища, сенокосы, под которые нужна хорошая почва. К тому же процесс создания новых сельских предприятий поощряет государство. Например, за последние четыре года выдано более сорока грантов молодым предпринимателям, готовым работать на земле, - поясняет Максим Клапотовский.

Впрочем, в сфере учета бесхозных земель остается немало проблем. В частности, речь идет о территориях, оказавшихся в границах населенных пунктов, привести в порядок которые можно только в рамках благоустройства.

Еще одно белое пятно - находящаяся в аренде государственная земля, буйно зарастающая бурьяном. По словам экспертов, многие ее владельцы лишь создают видимость обработки, изредка, для отвода глаз, устраивая на заброшенных, по сути, участках "субботники". Проверять же предпринимателей чаще, чем раз в три года, по закону нельзя. А недобросовестные арендаторы активно этим пользуются. И навести здесь порядок без дополнительных правовых рычагов вряд ли получится.

Кстати

Житель Саргатского района Омской области заплатит четыре миллиона рублей за испорченную почву. В такую сумму суд оценил урон, который нанес нерадивый хозяйственник плодородному слою земли. По данным прокуратуры, сельский предприниматель демонтировал поливочную систему, не имея на то разрешительных документов. В результате чернозем оказался перемешанным с глиной, что привело к полному уничтожению плодородных свойств почвы. Общая площадь нарушенных земель составила 8 700 квадратных метров. Ранее Россельхознадзор пытался обязать предпринимателя рекультивировать участок. Однако никакой реакции на это не последовало. Поэтому Омская межрайонная природоохранная прокуратура подала иск в суд и добилась выплаты компенсации за причиненный экологии ущерб.