В заседании, которое провел губернатор Кузбасса Аман Тулеев, приняли участие вице-президенты ОАО "РЖД" Салман Бабаев и Павел Иванов, начальник Западно-Сибирской железной дороги Анатолий Регер, а также руководители угледобывающих предприятий и компаний - операторов подвижного состава.
Как подчеркнул Аман Тулеев, угольные склады области нужно максимально разгрузить до наступления зимы. Ситуация обострилась в связи с тем, что количества полувагонов, направляемых владельцами подвижного состава в рамках заключенных с угольными компаниями договоров, явно недостаточно. И это может перечеркнуть усилия, постоянно прилагаемые железнодорожниками для повышения объемов отгрузки. К слову, с января по сентябрь 2016-го в Кузбасском регионе ЗСЖД погружено 154,8 миллиона тонн угля, что на 3,8 процента превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Получается, что углепогрузочные станции железной дороги стабильно работают по вывозу всей предъявляемой грузоотправителями продукции, а вот подача подвижного состава при этом осуществляется крайне неравномерно.
- Если в прошлом году мы работали при переизбытке полувагонов, то сегодня - обратная ситуация. В этих условиях крайне важно эффективное использование подвижного состава, - подчеркнул и. о. начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением ОАО "РЖД" Юрий Чуркин. - Меры, которые мы принимаем со своей стороны вместе с операторами и угольными компаниями, в 2016 году позволили достичь определенных результатов. Скажем, в сентябре на железной дороге оборот порожнего вагона в целом ускорен на десять часов. На всех станциях снижено время простоев. Но есть и причины, влияющие на замедление порожнего оборота полувагонов. Сегодня он на ряде крупных предприятий Кузбасса и в целом на путях необщего пользования у разных грузоотправителей завышен в среднем на полсуток. Порядка шести тысяч вагонов простаивает без грузовых операций более суток, а свыше тысячи вагонов - от трех до десяти суток. Конечно, такое использование полувагонов приводит к дефициту. В сентябре, чтобы вывезти необходимый объем угля, требовалось двадцать тысяч вагонов, но при неудовлетворительном использовании порожнего полувагона потребность выросла до 24 тысяч.
Помимо недостаточного качества использования подвижного состава компаниями-операторами, представители которых, в свою очередь, сетуют на резкое сокращение парка по причине его списания, начальник ЗСЖД Анатолий Регер среди факторов, ограничивающих вывоз угольной продукции, также выделил ориентацию операторов на грузы более доходные, нежели уголь.
- Вместе с тем сегодня прилагаются усилия, чтобы уголь, как говорится, поехал быстрее: на магистрали своевременно проводится ремонт инфраструктуры, обновляется локомотивный парк, а значит, есть все основания утверждать, что положительная динамика в погрузке самого важного для Кузбасса продукта сохранится и в дальнейшем, - подчеркнул руководитель ЗСЖД.
Кроме того, как отметили представители ОАО "РЖД", дефицит подвижного состава в Кузбассе можно преодолеть за счет реализации угольщиками и операторами ряда технических и технологических мероприятий, ускоряющих оборот вагонов и исключающих их непроизводительный простой. Например, начальник Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Сарычев предложил ввести взаимную финансовую ответственность грузоотправителей и собственников подвижного состава в вопросах предоставления вагонов и их использования, а также увеличить штрафы за невыполнение заявок.
В свою очередь, собственники вагонов, работающие в Кузбассе, выразили готовность к принятию совместных решений для повышения эффективности взаимодействия с грузоотправителями.
- Со своей стороны компания готова принять и принимает все без исключения заявки к перевозке грузов, окажет любое содействие, - заявил, подводя итоги совещания, вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев. - Да, рынок сегодня повернулся в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, и мы занимаемся реконструкцией Восточного полигона. Думаю, это не станет ограничителем пропускной способности. В связи с возникшим в сентябре дефицитом подвижного состава, а также вопросами его эффективного использования и была создана специальная рабочая группа, которая уже действует. К процессу при необходимости подключится и центральный аппарат ОАО "РЖД", чтобы все проблемы, возникающие с вывозом угля из Кузбасса, решались оперативно.