Новости

06.10.2016 13:14
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Киновед рассказал о тенденциях в документальном кино России

С 11 по 15 октября в Екатеринбурге в двадцать седьмой раз пройдет фестиваль документального кино "Россия". В конкурсную программу вошли 33 фильма. Всего на фестиваль было прислано 350 заявок. Некоторые подробности программы "Российской газете" приоткрыл председатель Отборочной комиссии, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин.
 Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости Кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ Андрей Шемякин. Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости
Кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ Андрей Шемякин. Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Андрей Михайлович, как вы можете охарактеризовать конкурсную программу этого года? Какие тенденции проявились особенно ярко?

Андрей Шемякин: Можно выделить несколько ключевых моментов. Во-первых, конкурс в этом году самый сильный за последние пять лет. Но сильный конкурс - не повод успокаиваться.

Популярное сегодня слово "протест" становится брендом и открывает возможности для новой конъюнктуры, для плакатного, поверхностного кино. В то время как реальные проблемы режиссерами не исследуются так, как это было, например, в документальном кинематографе восьмидесятых, в частности, в фильме Николая Обуховича "Наша мама - герой" или в картине Аркадия Рудермана "Человек на трибуне".

Можно констатировать, что системный кризис в документальном кино продолжается. Мы живем в классический период атомизации, когда нет единого кинопроцесса. Хочется, чтобы фестиваль "Россия" оставался таким, каким его когда-то задумали: полем для диалога, фестивалем-лабораторией. Местом, где документалисты могли собраться и обсудить, что происходит с социальным кино, с портретным кино. Мы прожили 25 лет в новой реальности, и есть необходимость хотя бы оглядеться.

Вторая тенденция - незаметная смена поколений в кино. Об этом говорит качество фильмов-дебютов. Напомню слова режиссера Саввы Кулиша: "Если вы перестаете понимать, кто эти люди на экране, значит в кино пришло молодое поколение". Вот этого чувства - "кто эти люди? что это за герои?" - долгие годы не было вообще.

И третье: сегодня происходит процесс регионализации в лучшем смысле слова. Мы привыкли, что есть питерская школа, московская, свердловская. Но сейчас в игровом кино серьезным фактором становится, к примеру, якутский кинематограф. В этом замечательная особенность России. Мы только начинаем открывать для себя регионы.

Если кратко сформулировать, что увидит зритель в фестивальных фильмах?

Андрей Шемякин: Людей, которые хотят жить и не сдаются. Приведу в пример работу Марии Мурашовой "Собиратели морской травы". В фильме нет казенного бодряческого пафоса, в ней все дышит жизнью. Некоторых авторов фестиваль просто открыл. Уверен, что вокруг новой работы Андрея Осипова, к примеру, будет полемика.

В этом смысле екатеринбургский зритель - лучший на свете. Когда тебе верят, то поймут, почему ты выбрал картину, которая не нравится зрителям. Не все фильмы должны нравиться, но важно, чтобы каждый нашел на фестивале свою картину.

"Собиратели морской травы" - фильм совместного российско-французского производства. И таких фильмов на фестивале будет несколько. Расскажите об этом явлении.

Андрей Шемякин: Это относительно новое явление. Я никак к нему не отношусь. В таком кино меньше чувствуется хозяин, то есть режиссер или продюсер. Эти фильмы немного "среднестатистические". А документальное кино должно быть авторским.

Но, тем не менее, вы включили их в программу.

Андрей Шемякин: Да, потому что уровень этих фильмов достойный. И потому, что мы хотели показать тенденцию. Американские документалисты, например, не ждут помощи от государства. Но у них десятки фондов, которые финансируют кино. Авторы могут искать деньги на фильм по пять лет!

У нас другая ситуация: без государственной поддержки сейчас кино не поднимется. Проблема в том, что не хватает партнерских отношений с государством. Непосредственной цензуры, то есть вмешательства в произведение, сегодня в кино нет, но есть серьезное сужение тематического спектра киноработ. Чиновники никого не давят и не душат, но большую роль играет разного рода отсев в пользу более "удобных" лент. А кино всегда двигают индивидуальности. Нужны фильмы, которые станут опорными точками для всего кинематографа.

Справка "РГ"

Открытый Фестиваль документального кино "Россия" считается главным киносмотром страны с области документалистики. Проходит в Екатеринбурге с 1989 года. В этом году конкурсную программу также увидят жители Нижнего Тагила и Новоуральска.

Свои фильмы в конкурсной программе фестиваля представят мэтры российской кинодокументалистики: Юрий Шиллер, Иван Твердовский, Виктор Косаковский и другие. Также в конкурсе этого года 6 картин режиссеров-дебютантов. Екатеринбург в этом году будут представлять Владимир Головнев, Геннадий Шеваров и Наталья Саврас. Жюри фестиваля в этом году возглавил режиссер Сергей Урсуляк.

На Торжественной церемонии открытия фестиваля 11 октября в 19.00 в кинотеатре "Салют" будет показана картина Андрея Осипова - "Упрямец Хуциев". Главный герой картины - легенда российского кинематографа, кинорежиссер Марлен Хуциев.