Эрнест, когда вы поняли, что балет ваше призвание?
Эрнест Латыпов: Я начал заниматься танцами с трех лет. И практически сразу оказался на сцене. В 10 лет удалось поступить в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Именно это положило начало моей профессиональной балетной карьере. Признаюсь честно, поначалу было совсем неинтересно стоять у станка и оттачивать различные технические элементы - тандю, жете. Однако со временем я все больше стал увлекаться этим искусством, пересматривая выступления легендарных артистов - Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева, Фаруха Рузиматова. Меня поразило, как они делают прыжки, всевозможные вращения. В итоге я буквально влюбился в балет и стал еще больше стараться, чтобы заявить о себе.
Эти люди стали для вас кумирами?
Эрнест Латыпов: Безусловно. Выдающиеся танцовщики, выступления которых я смотрел в записи, подтолкнули меня с головой уйти в балет, посвятив себя этому искусству. Уверен, бои Мухаммеда Али, Майка Тайсона и Леннокса Льюиса наверняка оказывают аналогичное действие на начинающих боксеров, подумывающих о профессиональной карьере.
Насколько сложно было простому мальчику из Бишкека пробиться на российскую сцену и заявить о себе? Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь поставленной цели?
Эрнест Латыпов: В первую очередь терпением и бойцовским духом. Терпение помогло мне преодолеть многие трудности. Я по полгода и более не видел своих родителей, находясь вдали от родины. Для десятилетнего ребенка это большой срок, согласитесь. А бойцовский дух помог побороть лень, черту, которая может сломать каждого, независимо от профессии и увлеченности. Человек постоянно должен бороться с ленью, которая мешает талантливому человеку стать успешным.
Безусловно, любой артист должен обладать и талантом, однако не всегда талантливые личности в силах долгие часы оттачивать технику: им не хватает терпения заниматься по 10-12 часов в сутки, и люди терпят фиаско. А те, кто отличается упорством и выносливостью, добиваются небывалых высот.
Что вам помогает достучаться до сердец зрителей?
Эрнест Латыпов: Я вкладываю душу в каждый танец, в каждый образ, который исполняю на сцене. Вживаясь в роль, невольно отдаешь все силы, чтобы в точности передать характер своего героя и посредством техники, и с помощью актерского мастерства.
В вашем репертуаре десятки ролей. Какую вы назвали бы самой любимой?
Эрнест Латыпов: Многие коллеги действительно могут назвать тот или иной персонаж, который ближе им по духу. Но для меня все роли являются любимыми, особенными. Причем каждый персонаж дорог по-своему. Это все равно что сравнивать любовь к матери, к отцу, к любимой девушке, к друзьям - к каждому из них мы испытываем совершенно разные чувства. Также и с партиями, которые я исполняю: мы их вынашиваем, постоянно думаем о роли, дорабатываем элементы. Доходит до того, что перед спектаклем часто не сплю по ночам. Например, накануне "Ромео и Джульетты" или "Баядерки" я всю ночь прокручивал в голове, где какие элементы необходимо сделать, как лучше выполнить поддержку или какой выбрать жест. Все продумывается до мелочей.
Вы наверняка объездили не один десяток стран, стояли на самых престижных мировых сценах. Есть ли такой театр или концертный зал, в котором мечтаете выступить до сих пор?
Эрнест Латыпов: Для меня неважно, на какой сцене я выступаю - в Мариинке или театре оперы и балета в Бишкеке. На первом месте для меня непосредственно сам танец. Я везде стараюсь выложиться на 100 процентов. В первую очередь стремлюсь оставить след в истории балета, чтобы зрители запомнили меня. Мне, конечно же, хочется, чтобы дети, глядя на меня и коллег по Мариинскому театру, учились чему-то новому, брали пример, открывали новые, более сложные элементы. В свое время и я был таким: постоянно пересматривал записи спектаклей, в которых солировали мировые легенды. Сегодня в этом плане гораздо легче: под рукой есть Интернет, где можно найти любое выступление и прикоснуться к великому. Это ли не здорово?
Насколько удается уделять время семье, друзьям?
Эрнест Латыпов: Стараюсь по возможности как можно чаще приезжать в Киргизию. Однако в связи с гастрольным графиком не всегда получается это сделать. Очень мало времени остается на себя. Вспоминается поездка в Рио-де-Жанейро. С пересадками из Петербурга до этого города лететь примерно 17 часов. Многие очень устали, ноги отекли. Однако днем уже нужно было репетировать в театре. Порой бывает, что из-за нехватки времени не успеваешь посмотреть в городе, в котором находишься на гастролях, совсем ничего. Хорошо, если выскочишь на пляж и искупаешься. Я обожаю воду и стараюсь, особенно в городах у моря или океана, окунуться, после чего снова бегу в театр на репетицию.
Вы считаете домом Киргизию?
Эрнест Латыпов: У меня два дома - это Бишкек и Санкт-Петербург. Питер мне дорог, поскольку больше 10 лет жизни я отдал этому городу, в котором учился и сейчас работаю, а Бишкек - поскольку здесь мои родные, я тут родился. И когда выступаю в Киргизии, возникают совершенно иные ощущения. Ответственность перед зрителями, которых я считаю родными, возрастает многократно. Тем более, что зритель в Бишкеке другой: какой бы элемент ты ни сделал, соотечественники тут же начинают хлопать. В Петербурге в этом плане совершенно иной зритель, более сдержанный, его не удивить всевозможными прыжками. Петербуржцы приходят посмотреть на спектакль в целом и, в первую очередь, оценить актерское мастерство исполнителей. К такому уровню выступлений я веду учеников Бишкекского хореографического училища, стараюсь во время мастер-классов и при подготовке к совместным выступлениям уделить им как можно больше внимания и донести до них, что прыжки в балете - не самое главное. Да, они должны быть, поскольку людям нравится смотреть на сложные элементы. Но главное, на мой взгляд, - это духовная природа артиста. Многие в силу юного возраста этого до конца не осознают, но, думаю, пройдет немного времени, и молодые танцоры все поймут.
Возможно, вопрос может показаться преждевременным, но все же. Век артиста балета короток. Не думали, чем займетесь, когда завершите танцевальную карьеру?
Эрнест Латыпов: Стараюсь пока не думать об этом, поскольку хочется танцевать как можно дольше, настолько, насколько позволит физическое состояние. Но в одном уверен точно: завершая артистическую карьеру, нужно делать это вовремя, чтобы запомнили не немощным престарелым ветераном балета, а стройным артистом. Ведь бывают и такие, кто не может уйти со сцены вовремя.
Если к своим 40-45 годам я буду чувствовать, что тело уже не то, приму решение завершить карьеру. Безусловно, есть мысли посвятить себя преподаванию. Уверен, что смогу реализовать себя и на этом поприще, поскольку есть чем поделиться с молодым поколением. Я стараюсь как можно чаще проводить в Бишкеке мастер-классы, ведь это и для меня хороший опыт: общаясь с ребятами, подсказывая им те или иные секреты, учусь находить с ними общий язык.
Справка "РГ"
Эрнест Латыпов родился в городе Бишкеке (Киргизия). В 2012 году окончил Академию русского балета имени А.Я. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого). В том же году зачислен в балетную труппу Мариинского театра. Лауреат премии "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (2014 год), лауреат XII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2013 год), XIII Открытого российского конкурса артистов балета "Арабеск- 2014" имени Екатерины Максимовой. Участник телевизионного проекта "Большой балет" на телеканале "Культура" (Россия). В репертуаре Эрнеста Латыпова - роли в спектаклях "Жизель", "Сильфида", "Баядерка", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Корсар", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта" и других.