Как сообщил на пресс-конференции 7 октября глава администрации Костромы Виктор Емец, поводом для нововведений стало желание улучшить качество транспортного обслуживания жителей, повысить уровень безопасности комфорта пассажиров, а также разгрузить от пробок наиболее "забитые" транспортом улицы областного центра.
До 1 октября по улицам Костромы ездили 489 единиц общественного транспорта, в том числе 403 маршрутки. Теперь же количество транспорта снизилось до 362 единиц, маршруток осталось всего 177, при этом на трассы вышли 185 автобусов большой вместимости, благодаря чему общественный транспорт теперь может перевозить 14335 пассажиров в час вместо прежних 12736. При этом количество маршрутов снизилось с 44 до 40 из-за ликвидации дублирующих линий.
По данным властей, с 1 октября на всех автобусах на территории города, за исключением трех маршрутов, сроки договоров по которым завершаются в мае 2017 года, начали действовать льготные проездные билеты. Раньше проехать по проездному можно было только в муниципальных автобусах и троллейбусах. С октября же к числу компаний, перевозящих льготников по проездным, присоединились и частные перевозчики. Это нововведение стало обязательной частью заключенных с ними муниципальных контрактов.
Идею властей о замене маршруток на крупные автобусы поддержали в региональном управлении ГИБДД.
- Автобусы менее травмоопасны. При столкновении и экстренном торможении пассажиры менее подвержены получению травм. Большие автобусы менее подвержены опрокидыванию. Благодаря этому удалось снизить аварийность на автобусах в областном центре. За эту неделю зафиксировано 13 административных правонарушений, допущенных водителями автобусов, а за аналогичную неделю прошлого года было 32 нарушения, - сообщил журналистам представитель регионального УМВД Виталий Евдокимов.
По данным властей, масштабная реформа транспортной системы в городе прошла не без сбоев: в первые дни работы на горячую линию управления транспорта обрушился шквал звонков недовольных граждан, не увидевших на остановках привычных "Газелей", а также пассажиров, возмущенных увеличенными интервалами движения автобусов.
По признанию перевозчиков, далеко не все компании, выигравшие тендеры по обслуживанию муниципальных маршрутов, оказались готовы к работе в новых условиях.
Так, пока перевозчики обжаловали требования мэрии по закупкам низкопольных автобусов, пригодных для перевозки инвалидов и детских колясок, они не успели подготовить необходимое количество водителей. В результате на некоторые маршруты с 1 октября часть машин не вышла.
Скопившиеся на остановках костромичи жаловались, что из-за отсутствия транспорта многие жители "спальных" микрорайонов в понедельник опоздали на работу и учебу.
В мэрии заверили, что "мониторят ситуацию" ежедневно и вносят в работу транспорта коррективы. Так, уже к концу следующей недели ситуация с муниципальным транспортом должна нормализоваться благодаря выпуску на линию дополнительно закупленных автобусов и найму новых водителей.
Комментируя ситуацию с недоступностью городских автобусов для маломобильных групп граждан и пассажиров с детскими колясками, которые невозможно внести в дешевые автобусы с узкими входными проемами, замглавы администрации Олег Болоховец отметил, что при закупках транспорта для муниципального предприятия требование о доступности перевозок для всех соблюдается. Однако ситуация с частными перевозчиками осложняется тем, что антимонопольная служба вмешалась в вопрос составления конкурсной документации по муниципальным контрактам, в которые были включены требования к закупкам определенных моделей автобусов. По задумке мэрии, для перевозки пассажиров в Костроме следовало приобретать модели с увеличенным размером дверных проемов. Однако ряд перевозчиков усмотрели в этом ущемление своих интересов и пожаловались в надзорный орган. В итоге основным видом закупленных городских автобусов оказались "ПАЗы" с узкими дверями. Сейчас для инвалидов и пассажиров с детскими колясками в Костроме пригодны лишь 10 процентов всех городских автобусов.
Впрочем, перевозчики заверили, что в будущем намерены приобретать для городских маршрутов не только самые дешевые "ПАЗы", но и более дорогостоящие модели, адаптированные для перевозки колясочников.
Для того, чтобы передвижение в общественном транспорте Костромы стало более комфортным для пассажиров, в мэрии пообещали разработать мобильное приложение для смартфонов, которое позволяет отслеживать движение транспорта в режиме реального времени и определять, через сколько минут к остановке подойдет нужный автобус или троллейбус.
Сроки введения сервиса в мэрии пока не назвали, но заверили, что в течение месяца в Костроме начнет работать колл-центр, который будет принимать все вопросы и обращения пассажиров, касающиеся работы муниципального транспорта.