09.10.2016 14:17
Поделиться

Почему главе Франции "близки" страдания сирийцев и безразличны йеменцы

В субботу возглавляемая Саудовской Аравией коалиция, ведущая войну против йеменских повстанцев-хуситов, нанесла воздушный удар по траурной процессии. По данным местных СМИ погибли более 200 человек, не менее 500 получили ранения. Среди жертв варварского авианалета мэр йеменской столицы.

Впрочем, это далеко не первый случай, когда авиация саудитов наносит удары по гражданским объектам - школам, больницам, жилым зданиям. Но каждый раз это все сходило Эр-Рияду с рук. Скупые сообщения в западной прессе о многочисленных жертвах среди мирных йеменских жителей, никогда не завершались официальным осуждением действий Саудовской Аравии в Совете безопасности ООН, где о совершаемых преступлениях говорила только Россия. И только субботний случай внезапно оказался в поле внимания Вашингтона - Белый дом впервые предупредил Эр-Рияд о возможном пересмотре поддержки арабской коалиции. Как заявил представитель Совета Национальной обороны США Нед Прайс, нынешний инцидент, а также все предыдущие, вынуждают Вашингтон "незамедлительно пересмотреть" поддержку саудовской коалиции. Почувствовавшая, что "запахло жареным", монархия поспешила пригласить американцев расследовать субботнюю бомбежку. Нет сомнений, что в ходе этого расследования выяснится множество смягчающих вину Эр-Рияда обстоятельств, после чего все будет прощено и забыто. Максимум, что произойдет, - несколько саудовских офицеров лишатся постов. Это полностью удовлетворит Вашингтон - ведь после ошибочных, но весьма кровавых ударов Пентагона по гражданским объектам в Афганистане обычно служебное наказание несли "стрелочники".

С точки зрения пиара Олланду гораздо выгодней покрасоваться на обложках газет с инициативами по Сирии

Впрочем, решение Белого дома заметить гибель гражданского населения в Йемене не имеет ничего общего с желанием Вашингтона остановить гражданскую войну в этой стране или ограничить Эр-Рияд в его военных операциях против повстанцев-хуситов. Внезапная дальнозоркость администрации Барака Обамы носит демонстративный характер - монархии напомнили, что ей не следует проявлять излишнюю строптивость. После того, как Конгресс преодолел вето президента и разрешил американцам подавать иски против Эр-Рияда в судах США, власти Саудовской Аравии пригрозили Вашингтону экономическими последствиями такого шага - продажей американских ценных бумаг на сумму более 700 миллиардов долларов. В качестве заочного ответа Белый дом немедленно обнаружил совершаемые саудитами военные преступления в Йемене и доступно объяснил, что "саудовское досье" при определенных обстоятельствах попадет в Совет безопасности ООН. А монархию могут ждать потрясения, аналогичные событиям в Ливии или Сирии, если ее руководство не проявит сдержанность.

А что же ратующий за соблюдение прав человека и защиту мирных жителей в Сирии президент Франции Франсуа Олланд? Где его справедливое возмущение от допущенного саудовскими военнослужащими варварства - самолеты коалиции несколько раз заходили на здание, где проходило прощание с усопшим, стремясь уничтожить как можно больше людей. Где внесенная Парижем в Совет безопасности резолюция, хотя бы на словах осуждающая саудовскую коалицию? Ничего подобного и близко нет - Елисейский дворец в отношении Йемена хранит красноречивое молчание. И это понятно - с точки зрения внешнеполитического пиара, давно потерявшему популярность среди французов Олланду гораздо выгодней покрасоваться на обложках газет со своими инициативами по Сирии.

В субботу Россия применила вето в отношении внесенной в Совет безопасности ООН французской резолюции в отношении Дамаска. В российском МИДе назвали текст документа составленным "явно при потакании Вашингтону сразу после отказа США от выполнения российско-американских договоренностей по сирийскому урегулированию". При этом, как отметило внешнеполитическое ведомство, "резолюция грубо искажала реальное положение дел, носила политизированный, несбалансированный и однобокий характер". Об этом министру иностранных дел Франции было сообщено в ходе его визита в Москву. Тем не менее, официальный Париж отказался вносить в резолюцию изменения, намеренно обрекая ее на провал в ходе голосования на Совбезе. "Провалившаяся попытка злоупотребить авторитетом Совета безопасности подтвердила одержимость инициаторов французского проекта резолюции идеей неконституционной смены власти в Сирии через задействование ресурса террористического интернационала", - считают в российском МИДе.

Добавлю, что с идеей собственной резолюции по Сирии, французы носились еще в ходе Генассамблеи ООН, озвучивали некоторые ее идеи на встрече Международной группы поддержки Сирии. Но уже тогда было понятным, что демагогические заявления, позднее вошедшие в текст резолюции, выглядят не уместными и не получат поддержки со стороны Москвы. Однако Елисейский дворец эти мелочи не волновали - внесение сырой, очевидно не работающей резолюции по Сирии, обставленной множеством правильных слов, не имеющих ничего общего с реальностью, было призвано потешить самолюбие Франции и дать президенту Олланду возможность во всеуслышание объявить о сопричастности его кабинета к сирийскому урегулированию.

Что же касается защиты прав гражданского населения в Йемене, то официальный Париж понимает, что на этом треке не заработает политических очков, но при этом серьезно осложнит отношения с Саудовской Аравией. Безразличие Елисейского дворца к совершаемым в Йемене саудовскими военными преступлениям щедро оплачено саудовскими нефтедолларами, вложенными во французскую экономику. Только после одного визита в Эр-Рияд в 2015 году французский премьер сделал восторженную запись в Твиттере: "Франция-Саудовская Аравия: 10 миллиардов евро контрактов!”