10.10.2016 21:29
    Поделиться

    В Воронеже выбрали удобный "маршрут" жизни для детей с аутизмом

    Что изменить в обществе, чтобы аутисты могли жить как обычные люди? "Все и примерно сразу", - заключила президент фонда "Выход" Авдотья Смирнова на международной конференции "Аутизм. Выбор маршрута", собравшей в Воронеже около 800 участников со всей страны.

    Шутки шутками, но кое-что сдвинуть удалось. Воронежцы, например, уже три года вместе с фондом в пилотном режиме пытаются перестроить на новый лад свои поликлиники, диспансеры, детсады и школы. Обучили педиатров - чтобы они могли вовремя замечать аутистические расстройства (РАС) у малышей и не "закармливали" их таблетками. Готовят специалистов (пока лишь трех) по прикладному анализу поведения - этот метод работы с аутистами в мире считают оптимальным. Создали ресурсные группы в двух детсадах. Раньше ребят с РАС туда попросту не принимали: мол, неадекватные, агрессивные, необучаемые… Теперь для них завели штатных тьюторов - помощников. Последним приходится постигать тонкости работы с аутистами без отрыва от практики, благо региональные власти и "Выход" оплачивают им занятия с экспертами (супервизорами).

    - В этом году в школах Воронежа и двух райцентрах действует семь ресурсных классов для детей с РАС, - отметила замглавы областного департамента образования Галина Иванова. - Там учится 68 ребят. Они числятся в обычных классах, но имеют особые помещения для индивидуальной работы с тьюторами, для психологической разгрузки. Такая модель признана эффективной, но она не укладывается в новые санитарные правила, где количество "особых" учеников строго ограничено. (Если соблюдать СанПиН, то нехватка тьюторов из острой превратится в катастрофическую, не говоря уже о расходах на их содержание. - "РГ") Сейчас наши школы выручает статус экспериментальных площадок. В перспективе надо менять федеральные нормативы. И мы, и "Выход" такие предложения в министерство подали.

    Безусловно, в жизни ситуация выглядит не так радужно, как в цифрах отчетов. Далеко не каждой образовательной организации удается сделать траты на супервизию оправданными, не везде хватает тьюторов, не везде этим тьюторам созданы нормальные условия для работы.

    - Есть трудности с группами в детсадах - нормативно-правовые и финансовые. Малышей распределили по обычным группам, хотя они к этому не готовы… На днях мама из Острогожска звонила - ее ребенка с аутизмом взяли в класс, но тьютору разрешили находиться только в коридоре, чтобы забирать своего подопечного, когда тот плохо себя ведет, - рассказала председатель воронежской организации родителей детей с РАС Татьяна Поветкина. - Впрочем, это "болезни роста". Сделано и правда немало. В ближайшей перспективе надо срочно создать образовательную программу для тьюторов на базе местного педуниверситета.

    По мнению Авдотьи Смирновой, Воронежская область впервые в РФ смогла подойти к проблеме помощи аутистам комплексно, чтобы выстроить их маршрут от постановки диагноза до естественной кончины:

    - Ценой страшных усилий здесь удалось преодолеть извечную российскую разобщенность чиновников. Наладилась коммуникация между ведомствами здравоохранения, образования и соцзащиты. Без этого мы никуда не двинемся: адресная помощь детям с аутизмом ничего не даст, нужны системные изменения. Например, первичные знания о РАС должны иметь абсолютно все учителя и педиатры. Такую переподготовку ни один благотворительный фонд не организует - нужна государственная воля.

    В отличие от многих развитых стран, в России диагностика РАС находится в зачаточном состоянии (нет даже научно выверенного теста на интеллект), нет достоверных данных о распространенности аутизма. Официально насчитывают 7,5 тысячи детей с подобными расстройствами. Ученые предполагают, что реальная цифра в 50-70 раз больше. Без внятной статистики невозможно планировать помощь аутистам и их семьям. Половина таких ребят не имеет инвалидности - а значит, дополнительных выплат из бюджета не получают ни их родители (на занятия для коррекции поведения), ни школы (на создание доступной среды).

    Прямая речь

    Ирина Терехина, замдиректора департамента Минобрнауки РФ:

    - Какой бы ребенок ни был, мы должны обеспечить ему право на образование. Будет ли оно коррекционным или инклюзивным - решать родителям. Главное, чтобы у них был реальный выбор. Часто школы отказывают в приеме особого ребенка под предлогом отсутствия кадров. Это не оправдание. Отказ возможен, только если в школе нет свободных мест или есть особый уклон, творческий либо спортивный. Тьюторами и педагогами-дефектологами пока обеспечено лишь 20 процентов школ в стране, по детсадам показатели тоже невысокие. Но ситуация постепенно исправляется. К 2020 году все дети с особыми возможностями здоровья и инвалидностью должны быть охвачены дошкольным образованием. Когда в школе только два-три ребенка нуждаются в занятиях с дефектологом, вводить под него ставку нецелесообразно. Но можно заключить договор о взаимодействии с ресурсным центром или учебным заведением, где такие специалисты есть. Наибольшая проблема сегодня - неприятие особых детей со стороны педагогов, их неготовность к работе с такими учениками. Поэтому важно изменить программу в педвузах и институтах повышения квалификации.

    Воронежская область и фонд "Выход" создали специальный сайт.

    Поделиться