Документ об этом был опубликован на сайте кабмина. В нем в том числе речь идет о снижении младенческой смертности благодаря использованию санавиации. Как пояснили "РГ" в Минздраве России, сейчас все эти поручения в работе.
Применение самолетов и вертолетов в мегаполисах сокращает время доставки пациента в травмоцентр до 4-6 минут (в Санкт-Петербурге, к примеру) и до 15 минут (в Москве). В районах с большой протяженностью дорожной сети пациента можно довезти до больницы за 30 минут.
Насколько дорогое это удовольствие - санавиация и хватит ли у нас резервов ее "запустить"? На эти вопросы "РГ" попросила ответить экспертов.
По словам руководителя проекта "Новая скорая помощь" Евгения Фридмана, во всем цивилизованном мире санавиация - это массовая практика, потому что важно доставлять в больницы пациентов с такими диагнозами, как, например, инфаркт, инсульт, в пределах "золотого часа". Применялась она активно и в СССР. Потом эта практика была забыта.
Сегодня одни из лучших вертолетов для санавиации - Аэрбасы. В них на высоте можно оказывать медпомощь больному, проводить реанимационные действия. Но стоит один такой вертолет четыре миллиона евро.
"Закупать такую технику специально для санавиации на госденьги - дорого и неэффективно, потому что мало их купить, надо еще содержать", - говорит Евгений Фридман. А если у вертолета будет частный собственник, он за счет большого объема заказов сможет предоставить достаточно дешевую услугу.
Средняя цена аренды вертолета для санавиации стоит 60-80 тысяч в час. Если арендовать маленький санитарный самолет, неприхотливый к погодным условиям, не требующий длинную взлетную полосу, то это будет еще дешевле - 40-50 тысяч в час. В то время как купить новый современный санитарный самолет, например, чешский L-410, стоит тоже не меньше четырех миллионов евро, бывает и дороже.
Обслуживание вертолета тоже "кусается". По словам директора некоммерческого партнерства "Аэродром Фролово" Алексея Лапина, при сотне летных часов в месяц - 8-10 миллионов это лизинговый платеж, миллион - страховка, тысяч 100-200 оплата работы пилотов 6-8 тысяч топливо на летный час. Аэродромное обслуживание где-то еще примерно 20 тысяч рублей, 450 евро - техобслуживание.
Получается, что содержание одного санитарного самолета или вертолета стоит примерно 10-15 миллионов рублей с учетом лизинговых платежей при ста летных часах.
Но почему тогда аренда такого транспорта стоит 60 тысяч в час - вдвое дешевле. По словам Лапина, сейчас на рынке аренды вертолетов большое предложение, опережающее спрос. Многие вертолеты были закуплены при старом курсе доллара и евро, но их нужно окупать и эксплуатировать. Если вертолет стоит пять лет, он превращается в металлолом. А сдавать его аренду по более высокой стоимости невыгодно - спроса не будет.
"В России очень много взлетно-посадочных полос у ДОСААФа. Их сотни, если не тысячи. Одни находятся в запущении, другие эксплуатируются. Было бы целесообразно восстановить инфраструктуру в рамках государственно-частного партнерства и при сотрудничестве с ДОСААФом", - считает Фридман. Плюс было бы правильно строить вертолетные площадки, в первую очередь - на территории больниц. Как, например, в Германии.
Но если государство пойдет по пути заключения договоров аренды санавиации, хватит ли у нас частных самолетов и вертолетов? Отвечая на этот вопрос, Фридман сказал, что в стране есть много вертолетных компаний, которые не видят себя в этой нише, но если появится госзаказ на большое количество летных часов, они будут инвестировать, в том числе в приобретение техники.