11.10.2016 21:31

Исследование: Вид и число бактерий человека зависит от его генома

Вид и число бактерий человека зависит от его генома
    В каждом человеке обитает 10 триллионов бактериальных клеток, что в 15 раз больше, чем клеток самого человека. Это недавнее открытие стало настоящим откровением для науки. По сути, мы ходячие колонии бактерий. Это гигантское сообщество называют микробиом.

Причем мы этим бактериям совершенно безразличны, они живут своей жизнью. А вот для нас они крайне важны. Благодаря этим сообществам мы выживаем, ведь "свои" микроорганизмы защищают нас от чужаков, в том числе и смертельно опасных. Наш иммунитет формируется при самом непосредственном участии бактерий. Сейчас появилась новая теория гигиены, которая в корне отличается от традиционной. Например, наше стремление к стерильности привело к тому, что многие современные дети не готовы к столкновению с реальным миром. Их иммунитет в раннем детстве не прошел жесткую тренировку. Если говорить совсем просто, то немного грязи ребенку не помешает, даже полезно.

Кстати, это доказывает пример народов, живущих вдали от цивилизации. Например, их кожа куда в лучшем состоянии, чем у современных людей, на ней сохранились полезные бактерии, а вот у нас они полностью смыты. На их место каждый день приходят новые поселенцы. И чем чаще мы их смываем, тем больше заводится новых.

Уже известно, как различные продукты, лекарства, диеты влияют на микробиом. Но ученые пошли дальше. Они обнаружили связь между составом "внутренней экосистемы" человека и его генами. Исследование выполнено Международным научным коллективом университета Гронингена в Нидерландах и учеными Новосибирского госуниверситета. Ученые изучали более 1500 человек, сегодня это крупнейшее исследование в данной области. Анализ показал, что вид и число некоторых бактерий, населяющих кишечник, зависит от генома человека-хозяина. Более того, в хромосомах удалось выявить более 40 участков этих хозяев. В частности, речь идет об участках, которые кодируют рецепторы клеток, являющихся важнейшими элементами врожденного иммунитета.

По словам сотрудника НГУ Александра Курильщикова, в ходе экспериментов выяснилось, что в одном из участков хромосомы есть участок, который определяет непереносимость лактозы у взрослых людей. Более того, имеется связь между потреблением молочных продуктов и количеством бактерий рода Bifidobacterium в кишечнике. Зато у людей, способных усваивать лактозу, эта зависимость полностью отсутствует. Фактически, это является примером того, как человеческий геном определяет взаимодействие микробиома с внешними факторами среды.

Выявление связей между генами человека и микробиомом кишечника, а также изучение их взаимодействия, может дать представление о роли микробиома при сложных заболеваниях и стимулировать разработку методов лечения для модуляции микробиома к улучшению здоровья.