11.10.2016 18:03
    Поделиться

    Энергетики возьмут курс на экономию газа

    Газовую отрасль ожидают серьезные перемены. Структура потребления этого ресурса меняется. В электроэнергетике растет доля АЭС, а в теплогенерации - наоборот: газ отвоевывает позиции у угля и дизеля. Но в то же время, каждый третий кубометр голубого топлива расходуется неэффективно, поэтому во всех областях взят курс на экономию ресурсов, что в перспективе не может не повлиять на общий уровень потребления. Об этом говорили эксперты петербургского международного газового форума.

    Цена вопроса

    По данным минэнерго, в структуре энергетического баланса доля газа составляет 52 процента. К 2035 году в ведомстве ожидают, что она вырастет на один процент. Произойдет это за счет перевооружения котельных, а также газификации новых территорий.

    Однако, как заявил на петербургском международном газовом форуме президент "Российского газового общества" Павел Завальный, уже сейчас отрасль работает с избыточными мощностями, а учитывая, что компании закладывали в свои стратегии поступательный рост производства, то эта диспропорция с большой вероятностью может увеличиваться.

    На электроэнергетику в целом по стране приходится 24 процента от всего поставляемого потребителям газа. В СЗФО этот показатель ниже за счет Ленинградской атомной станции (ЛАЭС), которая обеспечивает энергией Петербург и Ленобласть. Сейчас строится ЛАЭС-2, которая призвана заместить мощности первой станции. Соответственно, после ее ввода значение атома в энергетическом балансе двух регионов еще возрастет. Более того, в Смольный несколько раз поступали предложения использовать мощности ЛАЭС не только для подключения электричества, но и для отопления. Отношение властей к таким инициативам сдержанное, но сам факт их появления свидетельствует о том, что со стороны потребителей существует спрос на снижение цены теплоэнергии. Цена вопроса актуальна как для предприятий, так и для физлиц, ведь в общей структуре оплаты коммунальных услуг две трети от общей суммы приходятся именно на отопление и горячую воду.

    Управляемая батарея

    Отопительная система всех регионов СЗФО базируется на газе. Такая генерация в нынешних ценах оказывается дешевле, поэтому во всех субъектах Северо-Запада в целевых программах по повышению энергоэффективности красной линией проходит идея перевода на газ теплоцентралей и котельных, которые ранее использовали мазут, уголь или торф. Правда, в этих же самых программах присутствует другой важный пункт - учет потребленных ресурсов и жесткий курс на их экономию. В жилом секторе (а на частных лиц приходится половина всего отпускаемого теплоресурса) ставятся теплосчетчики, которые позволяют не только измерять температуру в помещении, но и контролировать ее. Цель простая - перестать отапливать улицу.

    Параллельно граждане и предприятия переходят на энергосберегающие технологии. Как считает руководитель центра энергетического моделирования Института энергетических исследований РАН Андрей Хорошев, эта, безусловно позитивная, тенденция ведет к тому, что доля потребления газа в теплогенерации будет снижаться.

    Но топят голубым топливом не везде. Уровень газификации в целом по стране составляет 66 процентов, и в каждом регионе свои особенности. Если в Петербурге такая проблема не стоит, то, к примеру, в Псковской области газифицировано 50,4 процента территорий. В сельской местности субъекта показатель еще ниже - 12,5 процента. Соответственно, главная точка роста - это подключение к газопроводам новых потребителей.

    Альтернатива бензину

    Потребление газа на транспорте аналитики рынка пока даже не выделяют в отдельную категорию. По данным АКРА, этот показатель не превышает четырех процентов. В минэнерго конкретизируют, что 0,1 процента от всего отгруженного газа приходится на компримированный природный газ (КПГ, или метан). Также транспорт может ездить на сжиженном природном газе (СПГ) и сжиженном углеводородном газе (СУГ, или пропан-бутан).

    Но газ в три раза дешевле бензина. Как считает директор, руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, отрасль имеет большие перспективы. На газовом топливе может работать как транспорт с заводскими настройками, так и переоборудованный. Но развитие рынка тормозилось из-за нехватки специализированных заправочных станций. Быстрее всего пришли к потребителю поставщики пропана и бутана. Этот газ поставляется в баллонах, и оборудовать заправочную станцию несложно. А чтобы построить АГНКС для метана, требуется подвести к ней трубопровод, что довольно трудоемко. Долгое время в Петербурге была всего одна такая заправочная станция - на улице Кубинской. Сейчас в Северной столице и Ленобласти построено три таких объекта.

    Активнее всего на АГНКС заправляются автобусы городского перевозчика. Планируется, что к 2020 году половина из них будет работать на природном газе. Но если городские предприятия переводят свой транспорт на газ, то автомобилисты пока не спешат переоборудовать свои машины. А ведь именно физлица во всем мире являются основными потребителями газового топлива. Как следствие, загрузка российских АГНКС пока оценивается в 30 процентов.

    И все же, несмотря на все сложности, процесс, пусть медленно, но идет. Предприятиям, работающим на газе, выплачивают субсидии из бюджета. Активно обсуждается освобождение автомобилистов, выбравших голубое топливо, от транспортного налога. Строятся и новые АГНКС, по всей стране их сейчас порядка 300. Инфраструктура развивается, в прошлом году даже прошел межрегиональный автопробег для "газовых" автомобилей. Колонны следовали из Томска, Югорска и Ставрополя до Петербурга. До Северной столицы добрались все машины, сложности возникли только с поиском заправки возле Великого Новгорода. Но сейчас АГНКС появилась и там.

    Альтернативное топливо - это относительно новая отрасль не только для России. Во всем мире число автомобилей, работающих на газе, не превышает 1,6 процента. Общее количество таких машин на планете, по данным NGV Communications Group, оценивается примерно в 22,5 миллиона штук. Но в то же время, пять лет назад их было в два раза меньше.

    Если в Европе или Америке главным фактором по переводу автомобиля на газ становится забота об экологии, то у нас к этому примешивается еще и цена - переоборудование автомобиля может окупиться за пару лет.

    Сейчас оптовые цены на газ жестко регулируются. Но с 2018-го для оптовых потребителей будет отменена нижняя ценовая граница, однако верхняя планка останется. Регулирование предельной стоимости для граждан сохранится, так что в ФАС надеются не допустить роста тарифов. Руководитель центра энергетического моделирования института энергетических исследований РАН Андрей Хорошев полагает, что цены на газ могут увеличиться. А это чревато ухудшением показателей во многих сегментах потребления газа, поскольку тогда он окажется уже не таким выгодным по сравнению с другими видами топлива.

    Прямая речь

    Михаил Лихачев, генеральный директор компании "Газпром газомоторное топливо":

    - На самом деле строительство АГНКС сейчас ведется достаточно высокими темпами. Как следствие, увеличивается спрос на топливо, в этом году мы прогнозируем рост в размере 12 процентов. Вопрос сейчас не столько в заправочных станциях, сколько в количестве автомобилей, работающих на газе. В 2015 году, по нашим подсчетам, на дорогах добавилось 8 тысяч автомобилей, использующих газомоторное топливо. Для того чтобы транспортная инфраструктура для таких машин использовалась эффективнее и сама система была способна к самовоспроизводству, необходим рост 25-30 тысяч автомобилей в год. Сейчас при строительстве АГНКС и поставках метана мы в первую очередь ориентируемся на коммунальные предприятия и государственных перевозчиков. Дело в том, что с регионами заключаются соглашения, в рамках которых каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Мы строим инфраструктуру, а субъект закупает транспорт. Например, в Петербурге в рамках такого соглашения до 2020 года появится 25 АГНКС. Объем инвестиций в каждую станцию составит 150 миллионов рублей.

    Поделиться