Доходы опередили расходы в Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областях и в Санкт-Петербурге. Правда, эти результаты по итогам года могут быть нивелированы. Как заметил научный руководитель факультета экономики и финансов Северо-Западного института управления РАНХ и ГС Владислав Ходачек, относительное благополучие и стабильность на многих территориях поддерживается в основном благодаря трансфертам из федеральной казны, а собственная экономическая база развивается слабо и нередко деградирует. Доктор экономических наук приводит такие данные: доля собственных доходов бюджетов (без учета финансовой помощи) в большин-стве регионов Северо-Запада не превышает 80 процентов, а в некоторых опускается ниже 60 процентов. Кроме того, наблюдается относительное снижение бюджетной обеспеченности, дефициты бюджета растут, увеличивается долговая нагрузка. Так, расходы консолидированных бюджетов в Вологодской, Новгородской, Псковской областях составляют порядка 80 процентов от средних по регионам России значений.
Чтобы исправить ситуацию, правительство страны рассматривает возможность перераспределения в течение трех лет части региональных налоговых поступлений богатых территорий в пользу малообеспеченных.
- Цель этого предложения очевидна - надо поддержать так называемые депрессивные регионы. С позиции федеральной власти это вполне обоснованное решение, но на уровне субъектов чрезмерная "уравниловка" может иметь негативные результаты, - поделился с корреспондентом "РГ" своим опасением член экспертного совета при правительстве РФ Роман Терехин.
И привел в качестве примера Вологодскую область. В 2015 году здесь произошло падение по всем источникам доходов, поэтому региональные финансисты при планировании бюджета на 2016 год заложили сниженные показатели по формированию доходной части и урезали плановые лимиты в расходной. И то, что за первое полугодие текущего года Вологодчина исполнила консолидированный бюджет с профицитом, свидетельствует, скорее, не о мобилизации доходов, а об эффекте низкой базы. Неопределенность нынешней экономической ситуации, поясняет Роман Терехин, влечет отказ от составления среднесрочных планов и принятия ориентиров развития экономики региона. Что, по словам эксперта, еще больше усугубляется попытками точечного реформирования финансовой системы для выравнивания финансового положения губерний.
Даже в сравнительно успешном 2013 году, напомнил экономист, только 11 из 85 регионов страны имели бюджетную самодостаточность, а остальные 72 получали дотации из федеральной казны. В СЗФО лишь 2 региона из 11 были способны самостоятельно себя обеспечить: Санкт-Петербург и Ленинградская область. В 2014 году в списках благополучных осталась одна Лен-область. О профиците консолидированного бюджета, достигнутом пяти регионами округа за первое полугодие 2016 года, рано говорить как о тенденции.
Обрести финансовую самостоятельность регионам мешает отсутствие достаточных доходов. Недоступность средств отражается на недостатке стимулирования предпринимательства, что приводит к затуханию деловой активности. Бизнес сбавляет обороты, доходы уменьшаются, получается замкнутый круг, констатирует Роман Терехин. По его словам, поддержка из центра служит фактически подпиткой для покрытия запланированных расходов территории, но не позволяет вкладывать в ее развитие. К тому же финансирование государственных и региональных программ производится не в полной мере и неритмично, а некоторые вообще сворачиваются.
В результате успешным регионам приходится отдавать свою прибыль в центр для выравнивания бюджетных доходов, а более бедным еле-еле удается себя прокормить за счет федеральных субсидий. Понятно, что основная задача для всех регионов, продолжает аналитик, - правильно распорядиться своими средствами и не просто "латать дыры", а добиваться роста, развивать и улучшать благосостояние.
Территориальная дифференциация налогообложения, в том числе рентная, давно назрела, комментирует ситуацию Владислав Ходачек. И формирование централизованного фонда за счет пересмотра региональных ставок налога на прибыль, на взгляд ученого, - один из возможных вариантов. Механизмы дифференцированного, в том числе "рентного", налогообложения еще предстоит разработать. Налоги должны учитывать условия, в которых находятся предприятия разных регионов. И при внедрении инструментом рентноориентированной экономики, как считает Ходачек, следует принимать во внимание финансовое состояние субъектов РФ и условия их хозяйственной деятельности.
По данным Росстата, задолженность СЗФО в консолидированный бюджет РФ на 1 июля 2016 года составила: по федеральным налогам и сборам - 57,9 миллиарда рублей, по региональным - 14,6, по местным и со специальным налоговым режимом - 8,1 миллиарда рублей. Самая большая недоимка - 34, 6 миллиарда рублей числится за Санкт-Петербургом, самая маленькая - 1,6 миллиарда - за Псковской областью, не имеет задолженности вовсе Ненецкий автономный округ.
Налоговый потенциал субъектов по разным причинам используется неэффективно. В Санкт-Петербурге, как показали исследования, проведенные Северно-Западным институтом управления РАНХиГС, налоговый ресурс задействован лишь на 70 процентов. Основные инструменты расширения налоговой базы связаны с преодолением теневой экономики (40 процентов), снижением возможностей легального ухода от податей из-за несовершенства законодательства и вовлечением скрытых источников доходов (по 20 процентов), с ликвидацией неоправданных льгот (12 процентов), сокращением налоговых неплатежей (8 процентов).
Ключ к решению налогово-бюджетных проблем лежит в экономической сфере, уверен профессор СЗИУ РАНХ и ГС Владислав Ходачек. Он полагает, что выстраивание новых финансовых отношений позволит противостоять чрезмерному перемещению экономики в субъекты, находящиеся в "привилегированных природно-климатических условиях, ее концентрации в ограниченном числе центральных и западных регионов страны.
Роман Терехин, член экспертного совета при правительстве РФ:
- Минфин РФ предлагает пересмотреть региональные ставки налога на прибыль, чтобы получать больше доходов по этому налогу централизованно. Однако в последние годы прибыль предприятий заметно падает, к тому же и ставки регионы снижают в целях льготирования коммерческих предприятий. Так, например, в Псковской области льготники платят в областную казну только 13,5 процента вместо 18, в Калининградской ОЭЗ резиденты вообще не платят налог в первые 6 лет работы, а в следующие 6 лет вносят только половину. Инвестиции в экономику этих регионов растут - более 13 миллиардов добавилось в бюджет Псковщины, Новгородская область по результатам первого полугодия 2016 года вышла на 11 место в РФ по темпам роста доходов, а в калининградском проекте уже участвуют около 100 крупных предприятий с современными производствами. Так останется ли хоть что-то у регионов после урезания общей ставки?
Для всех субъектов лишение части поступлений в бюджет, обещают власти, будет компенсировано грантами (в случае успеха) или дотациями (если дефицит останется). Формально получается, что центр просто заберет часть денег у всех и поделит их между самыми успешными и самыми провальными. К тому же перераспределением денег дело не ограничится, минфин РФ предлагает еще сократить регионам субсидии и иные межбюджетные трансферты.
Владислав Ходачек, научный руководитель факультета экономики и финансов СЗИУ РАНХ и ГС:
- Планы правительства по созданию централизованного финансового фонда для сокращения разрывов в уровне жизни между регионами, стимулирования экономической активности территорий вызывают интерес. По существу, речь идет о налогово-бюджетном маневре. Региональная ставка налога на прибыль сокращается с 18 до 17 процентов, соответственно увеличиваются доходы федеральной казны, и за счет этого образуется дополнительный механизм финансовой поддержки регионов.
Одно дело, если создание такого механизма диктуется текущими реалиями бюджетного процесса, другое - если за этим стоит новый подход к эффективному использованию средств на территориальное развитие и в целом к региональной политике.
Снятие части прибыли с "богатых" регионов и перераспределение ее в пользу находящихся в менее благоприятных природно-экономических условиях можно рассматривать как шаг к формированию рентноориентированной экономики. Для России, где условия хозяйственной деятельности в регионах резко различаются, это имеет особое значение. Последовательное сокращение резких различий в условиях хозяйствования создаст предпосылки для более справедливой конкуренции между предприятиями, расположенными в разных субъектах РФ. Тогда не столько "место под солнцем", а качество деятельности предприятия станет главным мерилом успеха.