11.10.2016 18:15
    Поделиться

    Почему в Заполярье забуксовала программа бизнес-инкубаторов

    Предприниматели Заполярья не выполняют требования, необходимые для господдержки
    Малый бизнес не всегда способен выдержать условия для получения поддерживающих грантов. За последний месяц, например, арбитражный суд Мурманской области удовлетворил два иска регионального инновационного бизнес-инкубатора о возврате средств субсидии. С ответчиков взыщут по шестьсот тысяч рублей. Основание - невыполнение получателем средств из бюджета условий договора и недостижение целевых показателей бизнес-проекта. На рассмотрении находятся еще несколько дел по искам госучреждения к грантополучателям. По данным мониторинга, за последние три года в Заполярье "не выживают" около 20 процентов из них. Почему бизнес не идет, разбирался корреспондент "РГ".

    На низком старте

    Несколько лет назад в каждом регионе Северо-Запада открыли бизнес-инкубаторы, которые должны обучать начинающих предпринимателей, предоставлять им на льготных условиях помещения в аренду и выступать операторами по выдаче государственных грантов на открытие или развитие малого бизнеса от министерств промышленности и предпринимательства.

    Специалисты бизнес-инкубаторов проводят мастер-классы, семинары и тренинги. Иногда даже приглашают именитых и опытных бизнес-тренеров. Ключевой курс - школа начинающего предпринимателя. Предполагается, что прийти в нее должны с идеей, а уйти - с деньгами для ее воплощения.

    Финансовую поддержку начинающим предпринимателям оказывают в рамках программы "Шаг за шагом". Программой предусматривается теоретическая подготовка и обучение практическим навыкам, необходимым для открытия и ведения бизнеса. Курсы "Начинающий предприниматель", которые проводят в различных городах Мурманской области.

    Каждый инкубатор в среднем проводит по две школы в год

    с последующим конкурсом. В каждом потоке - около 20-30 человек. В округе через школу бизнеса проходят сотни человек, но защищать бизнес-проекты и брать деньги у государства решаются единицы. Для многих требования закона становятся невыполнимыми.

    Получение средств из бюджета напрямую связано со строгой отчетностью, выполнением заявленного объема работ и выплатой налогов. Необходимо зарегистрироваться хотя бы в качестве индивидуального предпринимателя.

    - Я прошел первый этап, до предзащиты. На первой встрече с комиссией я рассказал, что хочу вывести свой, пока еще "неофициальный", автосервис из гаража. Арендовать специальное помещение, дополнить сервис шиномонтажом. По сути, мне нужно деньги как раз на покупку шиномонтажного оборудования, - рассказывает автомеханик Александр Волков. - Но когда мы начали вместе делать расчеты, оказалось, что пользоваться субсидией невыгодно.

    В случае Александра, для того чтобы обслуживать достаточный поток клиентов, необходимо взять на работу еще одного специалиста. Открытие нового рабочего места - также конкурсное преимущество. Но выплата налогов и страховых отчислений потребует от начинающего предпринимателя дополнительных затрат. По примерным подсчетам молодого человека - около сорока тысяч рублей в месяц.

    - Аренда помещения, работа с документами, ежемесячные выплаты, пока это только заберет мои ресурсы, - делится Александр. - Для меня проще работать в гараже и откладывать на покупку инструментов и техники все то, что я должен был бы отдать налогами, получив грант.

    Легальный бизнес остается невыгодным. На примере ремонтных услуг видно, что предприниматели снова ушли в тень - в гаражи и на квартиры. Согласно данным Мурманскстата, число действующих малых предприятий по таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, сократилось.

    - Это простая закономерность: сложные условия на рынке - предприятия закрываются, а сами мастера, так называемые "золотые руки", работают на дому без оформления, - подтвердил заведующий кафедрой экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Алексей Немыкин.

    Свечи прогорели

    Мастера свечного дела в Мурманске тоже хотели работать открыто. Пришли обучение, зарегистрировались, получили субсидию и прогорели. Теперь государство требует вернуть 600 тысяч рублей.

    - Мы, можно сказать, не рассчитали своих сил. Во-первых, только через восемь месяцев работы нам удалось выяснить, что наша продукция успешно продается только в торговых центрах. К тому моменту мы потратили много ресурсов на Интернет, ярмарки, выставки. Кроме того, оказалось, что свечи покупают в объемах, позволяющих выходить в плюс только зимой. Этих особенностей мы просто не знали, это наш первый бизнес. В итоге мы не выполнили заявленных планов, и теперь нас вызывают в суд, - поделился предприниматель Сергей Божанов.

    В региональном правительстве понимают, что начинающие предприниматели могут не рассчитать своих сил, а условия рынка жесткие.

    - Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию, ряд грантополучателей сталкивается со сложностью в достижении обозначенных в бизнес-плане показателей результативности реализации проектов. Это обусловило необходимость своевременной поддержки данных предпринимателей в части послабления в отношении них требований по достижению целевых показателей проектов. Но это не касается тех, кто уходит "в подполье" - прекращает присылать отчетность, не отвечает на письма и телефонные звонки, как, например, Сергей Божанов. По таким недобросовестным предпринимателям решение одно - подача иска в суд, - говорит заместитель министра развития промышленности и предпринимательства правительства Мурманской области Олег Костенко.

    Секрет успеха

    Тем не менее, согласно официальным отчетам министер-ства за 2014-2016 годы, 335 бизнес-проектов начинающих предпринимателей позволили получить выручку на 209,35 миллиона рублей больше, чем общий объем субсидий, предоставленных этим предпринимателям. Созданная система мониторинга позволяет оценить и эффективность государственной поддержки.

    Так, на каждый рубль выплаченной субсидии предприниматели произвели продукцию, выполнили работы или оказали услуги на 2,87 рубля. Кроме того, с каждого рубля выплаченной субсидии в первые два года реализации проекта в бюджет возвращается 22 копейки.

    - Принимая во внимание, что на старте собственного бизнеса не может быть высоких налоговых платежей из-за минимальной налогооблагаемой базы, эффективность оказанной поддержки рассчитана как отношение выручки от реализации товаров, работ и услуг начинающих предпринимателей к объему средств субсидии, выданной на создание собственного бизнеса, - сделал сноску Олег Костенко.

    Так, например хорошие результаты показала компания, которая занимается обработкой твердых отходов и лома. Учредители получили грант на создание собственного бизнеса в августе 2015 года и стали единственным производителем кровельных материалов в области. Кроме того, компания выполняет важную экологическую работу - ликвидирует промышленные и бытовые загрязнения.

    - Мы работаем с юридическими лицами, у нас нет варианта оплаты наличными, поэтому изначально мы не могли работать в гараже без оформления. Бизнес у меня первый, и проблемы были. По моим расчетам, я должен был вложить в открытие бизнеса четыре миллиона, а на деле оказалось, что я потратил в два раза больше средств. От государства я получил целевой миллион. Выручили меня два обстоятельства: у меня были свои средства для инвестиций, и я получил самый крупный контракт в области на поставку готовой продукции, - считает генеральный учредитель компании Максим Митаки.

    В ближайшее время бизнесмен планирует расшириться и открыть второй цех в Мурманске. Однако такой проект - уже в другой весовой категории, нежели мыловары, автомеханики и гончары, для которых выгоднее и проще работать дома.

    Поделиться