Заглянув в книжку рецептов давно пылящейся без дела мультиварки, выбираю говяжий суп-гуляш. Итак, нам потребуются мясо, картофель, лук, помидоры с морковью. Ну и куда же без хлеба. Можно, конечно, купить и воду. Но большинству наших соотечественников это в голову не придет. Так что действуем в условиях, приближенных к реальным.
Поиск в интернете привел к двум компаниям, доставляющим ингредиенты к блюдам. Первый, интернет-магазин, предлагает доставку при покупке от тысячи рублей. Но мне же столько не съесть. Отправляем заявку по второму адресу. Время около полудня. Через полтора часа приходит СМС, предлагающая перенести заказ на другой день, так как сегодня слишком много клиентов, всех не успевают объехать.
Таким образом, одно из главных преимуществ сервиса - экономия времени - оказалось не достигнуто. Звоню, чтобы договориться насчет завтра. Собеседник сразу понимает, о каком заказе идет речь. Или их было не так много, или в отложенные попал только мой.
Тем не менее следующим утром курьер звонит в дверь.
- Говядину брали на рынке. Старались взвесить ровно, но получилось чуть больше. Все свежее, - уверяет он. - Зелени тоже привезли больше, но это за те же деньги - попали под акцию.
Проверим содержимое пакета. Все верно. И хлеб, и мясо, и зелень с овощами, - все высокого качества. Морковка даже чищенная. Что-то куплено на базаре, что-то в сетевом супермаркете - на упаковке наклеен ценник.
Оплату можно произвести или наличными, или через "Сбербанк-онлайн".
Другая компания утверждает, что берет продукты напрямую от поставщиков. И за счет вычета затрат на содержание торговых площадей добивается снижения стоимости услуги.
- Первое, с чем столкнулись, - это недоверие. Консерватизм волгоградцев приземлил наше воодушевление, так как не все готовы покупать товар "вслепую". Эту задачу мы решили сразу: оплата курьеру по факту, после того как клиент посмотрит заказ. Если какой-то продукт не устраивает, мы безоговорочно забираем его, не требуя оплаты за доставку, - прокомментировала руководитель интернет-магазина Екатерина Дубовик. - Мы часто слышали один и тот же вопрос: "Почему так дешево? Вы возите просрочку?" Если бы волгоградцы знали, какой пакет документов нужно собрать для разрешения дистанционной продажи продуктов и какую юридическую ответственность за просроченный товар несет компания, данного вопроса не возникало бы.
Четкий портрет целевого потребителя этой услуги пока не вырисовался. Основным источником информации о сервисе остается "сарафанное радио". Покупательское ядро уже заметно, это женщины 35 - 50 лет. Впрочем, это во всех сферах самая экономически активная категория населения. Актуальны заказы через Сеть и для матерей, находящихся в декрете.
- Не стоит недооценивать и сильную половину, так как среди наших клиентов встречаются мужчины в возрасте от 25 до 50 лет. Также немаленький процент составляет маломобильная группа населения, которая по объективным причинам нуждается в данной услуге, - отмечает Дубовик. - Недавно мы выявили для себя совершенно новую аудиторию - люди, которые уехали жить в другие города на ПМЖ, но при этом не забывают о своих родителях, оставшихся в Волгограде. Нам поступали заказы из Краснодара, Москвы, Читы и даже Киева.
Что мы имеем в итоге? Каталоги, представленные на сайтах, уже включают основные продукты: от мяса и рыбы до приправ и диетического питания. Сервис существует относительно недавно, поэтому ассортимент товаров пока небольшой, хотя и растет очень быстро.
Конечно, самостоятельный поиск нужного ингредиента по известным вам универсамам открывает более широкий выбор. Плюс возможности пользоваться скидочными картами. Однако новые службы, вероятно, найдут своих приверженцев среди тех, кто не может по состоянию здоровья или из-за маленьких детей отлучиться из дома.
Приобрести отдельные продукты все же дешевле, чем готовую еду. Да и для многих хозяек важна возможность варить или жарить по собственным рецептам. Цены в большинстве случаев сопоставимы с магазинными. Тем более что средний чек в разных торговых точках одного города может сильно отличаться. В отдельных случаях товар по заказу может быть даже дешевле. Мы изучили несколько интернет-магазинов готовых продуктов питания и так называемых фермерских лавок, но цены у них на 30 - 40 процентов выше рыночных.