11.10.2016 10:55
    Поделиться

    Зачем регионы ЮФО ввели собственные торговые марки

    Регионы юга вводят специальную систему отличий, чтобы привлечь покупателей к "своим" компаниям
    Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев призвал ретейлеров давать больше площади на прилавках кубанских магазинов своим, местным продуктам. В регионе в ближайшее время будет разработан знак "Кубанские продукты", который должен помочь его обладателям продавать больше товаров. Заявление вызвало неоднозначную реакцию в СМИ и в социальных сетях, некоторые предприниматели считают, что такой протекционизм на уровне регионов мешает развитию свободной конкуренции. Дескать, в итоге будет побеждать не лучший производитель, а тот, кому помогли. А некоторые эксперты и вовсе считают, что на продажи эти "значки" почти не влияют.

    Фактически южные регионы уже давно включились в борьбу между собой. Например, в Ростовской области система сертификации "Сделано на Дону" заработала еще в 2013 году. Специальный значок на упаковке могут получить продукты, которые прошли специальную экспертизу и доказали высокое качество.

    По словам представителей правительства региона, такие товары вызывают большее доверие, и это повышает продажи. Причем касается это не только продуктов питания, но и скажем, мебели и стройматериалов.

    В соседней Волгоградской области такой системы нет, но она обсуждается с 2014 года. Дело дошло даже до разработки графического воплощения, были выбраны белый и синий цвета, ассоциирующиеся с волжскими просторами. Звучали предложения открыть специальные магазины волгоградской продукции или выделить для нее специально оформленные отделы в супермаркетах. Но на текущем этапе начинание заглохло.

    - Сейчас у нас в регионе существует знак "Волгоградское качество", который выдается тем, кто проходит добровольную экспертизу, - говорит руководитель PR-группы общественной организации "Волгоградское качество" Алина Дементьева. - Если производитель держит высокую планку сертификации, то он получает право на маркировку своих продуктов или рекламных материалов. Это направление тоже ориентировано на потребительский патриотизм, на узнаваемость местных товаров.

    Такой знак отличия компании выдается на год. После этого нужно пройти повторную сертификацию. На текущий момент право маркировки имеют 11 предприятий региона. Это не только пищевики. Среди них есть и компания, занимающаяся выпуском и наладкой энергетического оборудования, и производитель стеклопластика.

    Тем не менее некоторые торговые сети после переговоров с общественностью все же пошли навстречу ее пожеланиям. Так, ценники волгоградских товаров иногда сопровождают логотипом с силуэтом статуи "Родина-мать".

    Чтобы продвигать бренд "Кубанские продукты" в местных магазинах и на рынках, в крае создано одноименное ГУП.

    - Сейчас через Торгово-промышленную палату наш бренд проходит оформление. Вероятно, с весны 2017 года начнем его уже официально использовать. Эта торговая марка будет предоставляться бесплатно или за символическое вознаграждение тем компаниям, которые производят качественную продукцию именно из кубанского сырья, - пояснил директор "Кубанских продуктов" Сергей Пономарев. - Цели заработать на продвижении самого бренда у нас нет. Зато есть задача сделать его максимально узнаваемым и массовым. Марку должны получить все кубанские предприятия, выпускающие достойный продукт. На самом деле в Краснодарском крае очень много импорта и товаров из соседних регионов. Мы хотим их вытеснить.

    - Создание бренда "Кубанские продукты" - этот как раз пример действенной поддержки бизнеса со стороны администрации края, - считает первый заместитель молокоперерабатывающего завода "Калория" Татьяна Садовая. - Это огромная помощь в продвижении товаров, поэтому наша компания будет стремиться его получить, как только он вступит в силу. Тем более что на стоимости это никак не отразится.

    Правда, по мнению большинства опрошенных "РГ" экспертов, помочь производителю новым значком будет не так просто, поскольку законы рынка продолжают работать независимо от того, нравятся они кому-то или нет.

    - Протекционизм не поможет, если производители изначально поставлены в неравные условия, - говорит председатель одного из крупнейших в Краснодарском крае агрокомплексов "Знамя Ленина" Юрий Хараман. - Например, мы собрали у себя в хозяйстве три тысячи тонн яблок. Попытались часть их продать через крупные торговые сети. Берут плохо. Зато импортные яблоки завозят фурами. Потому что их можно закупить дешевле, чем наши, отечественные. Происходит это потому, что там аграриям компенсируют значительную часть затрат, выдают большие субсидии, да и уровень механизации там выше. Это позволяет продавать яблоки по более низкой цене, чем пользуются торговые сети, которые стремятся получить свою часть прибыли. Вот рыночный механизм в действии. Таких примеров много. Например, молоко в Краснодарский край везут из Воронежа, потому что фермеры там готовы платить торговым сетям за реализацию своей продукции больше, чем аграрии Кубани. Чтобы в магазинах были местные товары, а не завезенные из других регионов, нужна мощная поддержка "невидимой руки" государства в противовес "невидимой руки рынка". Это значит, нужны соответствующие законы и субсидии аграриям.

    С этой же позицией согласны и многие бизнесмены.

    - Мы получили знак "Сделано на Дону" одними из первых. Во-первых, взвалили на себя дополнительные проблемы с сертификацией продукции. Затем исправно выделяли средства на поддержку этого бренда, причем как в самом начале, так и потом. Уровень продаж в итоге за пару лет у нас вырос, но, судя по всему, с донским знаком качества это вряд ли связано, - говорит менеджер одной из "избранных" ростовских компаний. - Поддерживать бренд мы будем, но скорее из имиджевых, а не из коммерческих соображений.

    Поделиться