Вот в этом и проблема: оказывается, есть несколько сводов так называемых правил. Это и приказы МВД, и правительственные нормативы, и даже ГОСТ. И далеко не всегда они совпадают не только друг с другом, но и со здравым смыслом. Нередко итог проверки обычного гражданина зависит от доброй воли проверяющего.
Вот почему так называемое оружейное сообщество - изготовители оружия, представители общественных объединений охотников, профессиональных и любительских спортивных клубов, эксперты Национального центра стандартизации и сертификации гражданского и служебного оружия, правозащитники и юристы МВД предложили внести изменения в законодательные акты и нормативные документы.
Теперь есть надежда, что новый состав Госдумы примет решение, которое ждут около пяти миллионов владельцев личных стволов. Самое главное - предлагается изменить или вообще отменить ГОСТ Р 56367-2015 "Сейфы и металлические шкафы для хранения гражданского оружия и патронов. Общие технические условия". По мнению экспертов, техническая разработка стандарта выполнена с низким качеством.
Даже многие термины, применяемые в стандарте, не имеют юридического определения в оружейном законодательстве. А это - хорошая лазейка для злоупотребления должностными полномочиями во время проверки условий хранения ствола.
Так, законодательство России не выделяет специальные правила хранения гражданского оружия. Существуют правила хранения служебного и гражданского оружия юридическими и физическими лицами. А ГОСТ незаконно выделил требования хранения только гражданского оружия. Не уточнил, кем хранится это гражданское оружие: физическими или юридическими лицами. Не определил условия хранения физическими лицами (гражданами) служебного и боевого оружия.
Другой казус: в документе сказано, что "настоящий стандарт распространяется на сейфы и металлические шкафы для хранения гражданского оружия и патронов (далее - оружейные сейфы)". Таким нехитрым образом самовольно был ликвидирован самостоятельный юридический термин "металлические шкафы" и введен новый - "оружейные сейфы". На первый взгляд разница невелика. Но, опять же, при желании владельца оружия всегда можно "уличить" в отсутствии этого самого сейфа. А для небогатого, скажем, таежного охотника, разница в цене деревянного ящика, обитого железом, шкафа и сейфа существенная.
И вообще, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и не поручалась разработка стандартов по сейфам и металлическим шкафам для хранения гражданского оружия и патронов. Такое поручение должно было дать правительство России. Получается, что ГОСТ разработан самовольно?
Да и чисто технических неувязок в документе хватает. Например, в тексте говорится о применении ригельных замков с трехсторонними направляющими. А приведен чертеж сейфа с двумя сувальдными замками. Приведены и обязательные технологии насыпных сейфов, заливаемых армированным бетоном. Хотелось бы взглянуть на чудака, который хранит свое оружие в сейфе с двойными стенками с армированным бетоном. И, кстати, нет ни слова о сейфах для короткоствольного оружия - пистолетов и револьверов. Хотя сами такие сейфы давно есть в продаже.
Весьма странно выглядит рекомендация по креплению сейфов. Крепить, оказывается, надо к полу, а при высоте конструкции более полуметра, еще и за заднюю стенку. И - внимание! - анкерными болтами к несущим конструкциям зданий. Такие правила - абсурдные для тех, кто живет в сельских деревянных домах (где у них несущие конструкции?), дачных домиках с деревянными же полами на лагах.
Нужен ли вообще подобный ГОСТ при огромном многообразии сейфов, замков и способов крепления?
Тем более что чаще всего участковые уполномоченные и сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений при проверках условий хранения оружия руководствуются приказами и инструкциями МВД, правилами, утвержденными правительством России.