12.10.2016 15:51
Поделиться

Блокбастер "Ледокол" выйдет в прокат 20 октября

20 октября в российский кинопрокат мощно "вплывает" один из самых крупных релизов года - фильм Николая Хомерики "Ледокол". Фильм-катастрофа или просто блокбастер - каждый зритель определит для себя сам, по мере влияния картины на его чувства. Стоит лишь подчеркнуть, что действие основано на реальных событиях. А поскольку за киноновинкой "стоит" не только Фонд кино и компания "Профит", снявшая фильм-катастрофу "Метро", но и канал НТВ, становится ясно, что скучать на сеансе не придется. И в целом это так.

В 1985 году советский ледокол "Михаил Громов" лег на 133 дня в дрейф во льдах, и причиной тому послужило его столкновение с айсбергом. Картину консультировали специалисты, съемочная группа встречалась с реальными участниками событий - об этом много писали в процессе производства фильма.   Съемки проходили в Мурманске на атомном ледоколе "Ленин", в Санкт-Петербурге на ледоколе "Ермак", в заснеженных полях на Кольском полуострове и в специально построенных декорациях в Севастополе. Основным консультантом проекта стал почетный полярник, бывший капитан "Сомова" Юрий Настеко, и он даже исполнил в фильме небольшую роль. А Петр Федоров - исполнитель главной роли - капитана Андрея Петрова - специально встречался с прототипом своего героя, капитаном Валентином Родченко. То есть, к серьезной работе подошли основательно, и это нельзя не отметить.

Больше всего в фильме "Ледокол" поражает техника. Всего 30 лет прошло, а как же все-таки стремителен прогресс. На "Михаиле Громове" все надежное, советское, хочется на правах человека из будущего времени сказать: "кондовое". Но оно - работает! Ребята - полярники, моряки - напоминают героев песен Юрия Визбора и Владимира Высоцкого. Эту "тяжеловесную технику" они знают, как родную, практически с ней слились. В фильме очень достоверно воссоздана эпоха. И это касается не только обстановки на самом ледоколе, но и мирной жизни, будь-то советская больница или коммуналка. Или даже редакция - там работает жена главного героя (очень удачная роль Ольги Филимоновой).

Журналисту со стажем невозможно не расчувствоваться, глядя на то, как она делает снимки на пленочном фотоаппарате, вручную выставляя диафрагму и выдержку и переводя кадр "курком". А еще, когда в редакции слышен звук не компьютерных клавиш, а стрекочущих печатных машинок. Скорее всего, то же самое должны испытать моряки, инженеры и "технари", глядя в фильме на быт и работу тех, кто работает на "Михаиле Громове". Иногда, правда, когда видишь всю команду в теплых однотипных свитерах с узорами, возникает ощущение, что ее набрали где-то в Эстонии, которая славится изготовлением таких, или по дороге актеров завели в магазин вязаных изделий. Но это скорее умиляет, чем раздражает.

Фильм "Ледокол", кажется, и сделан точно в такой же советской технике - старой и надежной. Такая не подведет. На века! Если воздействовать на эмоции зрителя - это собака или ребенок, который должен родиться. Мудрый профессор, который спасает роженицу, или "подкожный" агент КГБ. Строгий справедливый капитан, хитрый старпом, матросы - каждый характер тщательно выдержан.  Актеры, словно "списаны" из старых советских фильмов. Это ощущение усиливает картина "Бриллиантовая рука" - ее все время "крутят" на судне, отсюда и название, которое дают моряки айсбергу - "Семен Семеныч" (боюсь, и часть рецензий так будет озаглавлена). 20-минутный отрывок из фильма на фестивале "Короче" обозревателю "РГ" довелось смотреть вместе со звездой этого советского кинохита Светланой Светличной. Увидев себя молодую на экране в "Ледоколе" - она чуть не прослезилась, а потом долго благодарила создателей современного фильма.

Нельзя не вспомнить про советское кино, когда смотришь на игру Александра Паля и Александра Яценко - на память приходит Леонид Быков. Герой Сергея Пускепалиса чем-то напоминает Евгения Урбанского. Что касается Бориса Каморзина - он из советского кино как и не выходил. И только персонаж Петра Федорова похож на старшину Васькова из фильма "А зори здесь тихие". Однако, всех в "Ледоколе" "переиграл" Виталий Хаев. Он чем-то напоминает комичного советского Алексея Смирнова, но с украинским акцентом.

Смотря "Ледокол", иногда даже удивляешься - почему фильм не черно-белый? Все повороты сюжета тоже выписаны, словно 30 лет назад, как будто кино и не развивалось.

Но тоже надежно! Работает! Так что с одной стороны это - комплимент. С другой - это ведь не тогда снимали историю команды "Михаила Громова", а сейчас. И, поскольку в картине звучит вовсе не Визбор, и не Высоцкий, а Виктор Цой - хочется запеть вслед за ним "Перемен, требуют наши сердца!". Впрочем, в картине звучит не эта песня, а другая: "Время есть, а денег нет, и в гости не к кому пойти". Хотя уж на отсутствие денег команда фильма "Ледокол" уж точно жаловаться не может (не в сравнении с Голливудом, конечно).

И в этом месте мы подходим к особенностям фильма-катастрофы - к  спецэффектам. Если бы и их снимали в 1985 году, вопросов бы не возникало (да и раньше - хорошее советское кино иногда поражало ими, некоторые у нас делали даже похлеще, чем в Голливуде). Но на дворе 2016-й! Кажется даже школьник на своем айфоне, если дать ему домашнее задание - изобразить визуальными средствами крушение айсберга и льды - сделает лучше. В фильме есть несколько кадров, рассчитанные именно на, простите за каламбур "эффект от спецэффектов", за которые просто становится стыдно - лучше бы их убрали. И фильм длился бы не два часа, а час тридцать, зато был бы динамичнее и правдоподобнее. Но, судя по всему, зрителя ожидает еще и сериал на канале НТВ. Это просматривается в обрывочности некоторых линий взаимоотношений героев со своими близкими, оставшимися на берегу. Так что, возможно, и картина "раскроется", и спецэффекты все-таки на телевизионном экране смотрятся иначе, чем на большом - в кино.

Фильм "Ледокол" можно похвалить за эффект "захвата эмоций" - в том смысле, что в нем немало сцен, когда по-настоящему сопереживаешь морякам. Первое столкновение с айсбергом, провал под лед капитана Петрова, крушение вертолета… Такие моменты и держат эту картину. А еще добрый юмор - взять хотя бы прекрасную находку героя Виталия Хаева, фразу "Трепещу!". Но стоило ли ее, которую и так есть желание запомнить и цитировать, показательно делать элементом финала?

Однако, есть в фильме "Ледокол" нечто, что все-таки отличает его от советского кино. В том все просто: злодей - это злодей, хороший человек - вопросов нет. Добро торжествует, зло должно быть и будет наказано. Тут же сценарий написан так, что становится понятно: плыть приходится с той командой, которая есть. И люди в жизни - не выписаны одной краской. Вчерашний стукач и предатель может понадобиться, когда во время форс-мажорной ситуации нужно будет отдать необходимую команду в машинное отделение. Злодей, который действует только по инструкции, в нужный момент пожертвует собой, чтобы спасти молодого парнишку, который только начинает жизнь. Тот, кто готов был убить соседа во время бунта, через некоторое время выручит весь экипаж. И это - главный "спецэффект" картины, который дает понять, почему все-таки ее сняли, и задаст направление: как выжить во льдах и куда плыть.