Брянские педагоги спасли от закрытия школу, взяв приемных детей

Есть такое понятие - малокомплектная школа. Это когда преподавателей больше, чем учеников. Явление повсеместное в нашей глубинке. Легче пустить школьный автобус по деревням, чем содержать педагогические коллективы. Но не все с этим согласны. Учителя сельской школы из Сенного Брянской области 9 лет назад отправились в детские дома и взяли вместе с селянами на воспитание 23 ребенка. Школа была спасена. Но главное - детские судьбы.

Тогда об этом поступке многие писали. Газеты призывали брать пример. И правда, то здесь, то там учителя, на свою более чем скромную зарплату, воспитывали все новых и новых детдомовцев.

Я в Сенном. Добирался с приключениями на частниках да на попутках. Из райцентра - города Севска - сюда, конечно, ходит маршрутка. По средам. А был понедельник. Село Сенное, как и тысячи сел, переживает не лучший период своей жизни. Про дороги я не говорю. Автолюбители перебирают подвеску каждые десять тысяч километров. Колхоз и все, что было после, давно развалилось. 184 жителя по последней переписи. 21 рабочее место, включая сезонных школьных кочегаров. Почта давно закрылась. Почтальонша разносит пенсии прямо из дома. А получает она 1200 рублей. 17 учеников и 17 дошколят. 47 пенсионеров. Остальные на заработках в Москве. Кто водителем, а кто полы моет.

Двухэтажная кирпичная школа - самое фундаментальное здание в Сенном. Заметно, что рамы подгнили. В учительской зябко. Это с 6 утра школа еще не прогрелась. Газ надо экономить. Поэтому сразу после занятий котел тушат. И на переменах в классах тушат свет. Оптимизация!

Когда-то школа была забита под завязку. Времена были советские, хлебные. Но чем больше страна погружалась в капитализм, тем больше молодежи подавалось в город. В 2007-м Сенное влетело в такую демографическую яму, что без детдомовцев школу действительно закрыли бы, а учителя, как они сами мне сказали, уехали бы поломоить в Москву.

Тогда, в 2007-м, им здорово помогла депутат Екатерина Лахова. Без проволочек их записали в приемные родители. А к следующему учебному году в школе училось 23 ученика. Но дети выросли и уехали учиться в городской техникум. Кто-то пошел в армию да и остался на сверхсрочную. Кто-то работает в столице. Опять яма.

- Этот учебный год мы отработаем, - рассказывает мне завуч школы Наталья Владимировна Сулина, у которой двое приемных детей. - Может, и следующий. А потом дети кончатся. Кого учить? Наверняка закроют нас в порядке оптимизации.

Сидим в учительской, обсуждаем, как школе помочь. Опять по детдомам?

- Нет, - говорит приемная мать, учитель русского и английского языка Валентина Ивановна Климова. - Мы уже не потянем. Возраст пенсионный. Да и сколько бюрократии преодолеть пришлось - страшно вспоминать. Была бы работа. Мой Сергей тогда бы здесь остался. Сейчас учится в Севске в техникуме. Так я на такси для него трачу почти всю свою зарплату. 400 рублей в день, кроме среды, когда есть маршрутка. Платное обучение получается. А 12 километров пешком это слишком.

Выяснил, поля не пустуют. Их выкупил крупнейший мясной монополист. Местные рабочие ему не нужны - технологии такие, что техника делает все сама. Два тракториста заменяют целый колхоз. Оптимизация!

Прозвенел звонок на перемену. Но в школе нет того гомона и толкотни из детства. Толкаться некому. На урок к преподавателю Климовой я напросился сам. За партой сидел шестиклассник Никита Артемкин. И все.

- Да, в шестом классе у нас только Никита. И прошлый выпускной класс у нас состоял из одного ученика.

- А как же выпускной вечер?

- Спокойно, всей школой провожали!

- Никит, не скучно тебе одному в классе?

- Не-а! У меня брат тут же за стенкой учится.

- Валентина Ивановна, так это же практически репетиторство...

- А что здесь плохого? Ученик не вертится, записками не кидается, и списать не у кого.

- Действительно.

Я прошелся по кабинетам. Обычная сельская школа. Нужник во дворе. В классе информатики два ноутбука (один учительницы), обычный компьютер и мастодонт от спонсора из 1995 года. Так как классы не превышают 4 человек, то хватает. Ученики берегут школьное имущество. Не пишут на партах. Да и как попишешь, когда учительница не у доски, а садится рядом с тобой и диктует на ухо условие задачи?

Когда уходил, за оградой меня окликнули:

- Вы корреспондент из Москвы?

Слухи на селе летят быстрее звука. Это родители из соседнего села Гапонова приехали рассказать о своей беде. В этом учебном году у них закрыли школу. 13 учеников решили отправить в школу в Доброводье или в городскую. А они хотели своих детишек определить в Сенное. Пока школьного автобуса не было, в райотделе образования им сказали, чтобы повозили детей сами недельки две. Но вот уж октябрь. Автобуса нет. Бензина у родителей тоже. И они пошли на конфликт. Дети сидят дома.

- Почему вы не хотите отдать детей в Доброводье или в Севск?

- Не нравятся нам тамошние педагоги и отношение к детям. Сами там учились в старших классах. Разве мы не вправе сами выбирать? Ведь не мы закрывали нашу школу, а районное начальство. Пусть идут нам навстречу. Запускают автобус.

Кстати, гапоновские дети для сенновской школы - это уход от малокомплектности! Они уже отучились сентябрь. Первые оценки получили. А теперь что, дома сидеть?

Я посмотрел на маршрут школьного автобуса. Он едет из Севска в Гапоново с двумя городскими учениками. В Гапоново берет часть детей в Доброводье и там всех высаживает. Потом из Доброводья берет двух сельских учеников и везет в город на учебу. Такая вот школьная логистика. Так вот, между Гапоново и Доброводьем школьный автобус мог бы заезжать в Сенное. Правда, крюк 8 км. Ни один хозяйственник на такой крюк без увеличения бюджета не пойдет. А шестеро гапоновских школьников вот уже вторую неделю сидят по домам. Чтобы не отстать, с ними занимаются "сокращенные" в этом году гапоновские педагоги. Но это же не выход!

В окнах с подгнившими рамами крохотной школы отразилась вся сельская Россия. Новые технологии идут, безжалостно увольняя ненужных работников. Работа - это достойная жизнь. Выход один - заработки в мегаполисе. А это, как часто бывает, разрушение семьи, отрыв от земли. Молодежь уезжает автобусами. Остаются никому не нужные пенсионеры, разводящие уточек. Да и бюджетники. Школы закрываются. А потом и деревни пустеют. Зато бодро тарахтят заокеанские гусеничные и колесные монстры, которые вмиг перепашут любую деревню ради добавочной стоимости. Оптимизация!

Как сказала в сердцах одна из учительниц: что же нам, помирать теперь из-за оптимизации?

Но есть и другая точка зрения. Ребенок будет гораздо успешнее учиться в большом коллективе с хорошими педагогами. Это показывают так называемые "срезы знаний". В отделе образования меня убеждали, что качество преподавания и в Севске, и в Доброводье выше! И автобус ходит.

- Родители из Гапоново слишком поздно обратились к нам за помощью, - сказала мне методист в красивом красном платье. - Только 2 сентября. Маршруты за один день не переменишь. К тому же многие родители выступают против того, чтобы время в пути увеличивалось...

Будут ли учиться гапоновские дети, я не знаю. Как не знаю и того, стоит ли биться за рабочие места для учителей. Ну если некого учить, давайте закрываться, что ли. Набирать детей, словно в армию, это тоже не дело. До чего нас довела оптимизация!