КС РФ поправил нормы закона о занятости населения

Конституционный суд РФ запретил считать службу в армии по призыву длительным перерывом трудовой деятельности, который позволяет установить бывшим военнослужащим лишь минимальный размер пособия по безработице. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте КС РФ.

С жалобой на положения Закона "О занятости населения в РФ" в КС обратился Николай Назаров из Республики Адыгея. В 2012-2013 гг. он работал в должности юрисконсульта, однако затем был призван в армию и в течение двух лет исполнял воинский долг перед государством. Вернувшись "на гражданку", Назаров встал на учет как безработный на местной бирже труда и стал получать пособие. Однако размер пособия ему определили как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, то есть в минимальном размере. Это решение Назаров обжаловал, указав, что "ранее обратиться и встать на учет в ГКУ РА "Центр занятости населения города Майкопа" не мог, так как исполнял конституционный долг по защите Отечества", и просил назначить пособие в полном объеме, а именно 75 процентов от заработка на прежнем месте работы. Однако суды общей юрисдикции в удовлетворении иска отказали, поскольку юноша действительно не имел оплачиваемой работы в течение последнего года.

Законодателю надлежит внести в закон изменения, позволяющие устранить дифференциацию при исчислении пособия

Но в таком случае, по мнению Назарова, в законе о занятости оказываются нарушены положения Конституции РФ, в том числе статья 59, согласно которой "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом".

Изучив все обстоятельства дела, КС РФ особо обратил внимание на необходимость принимать во внимание "обстоятельства объективного характера, не зависящие от волеизъявления гражданина и обусловливающие как его увольнение с работы, так и длительный перерыв в трудовой деятельности", к числу таких обстоятельств относится призыв на военную службу. Кроме того, в период прохождения службы гражданин в соответствии с все тем же законом о занятости считается занятым, то есть не может официально встать на учет как безработный. Однако статьи 33 и 34 этого не учитывают, и поэтому отслужившие в армии оказываются фактически приравнены к тунеядцам.

- Такое правовое регулирование не отвечает конституционным принципам справедливости и равенства и ограничивает право указанной категории граждан на защиту от безработицы, - сказано в постановлении КС РФ. - Не согласуется оно и с целью проводимой государством политики по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву.

Теперь федеральному законодателю надлежит внести изменения в закон, которые позволят устранить необоснованную дифференциацию при исчислении пособия между гражданами, имевшими возможность встать на учет как безработные и теми, кто такой возможности не имел в силу исполнения положений федерального закона.

При этом в законе может быть прописан конкретный срок, в течение которого "дембель" должен обратиться в службу занятости. Дело Николая Назарова подлежит пересмотру.