Он, Артур, - коллектор, а проще говоря, вышибала, чья задача запугивать должников и вынуждать их отдать деньги. Фигура, чаще ассоциируемая у нас с представителем шайки бандитов, для которой шантаж - орудие производства. На деле все разнообразней, и герой Константина Хабенского интеллигентен, остроумен, явно хорошо образован, и вечно угрожать людям пошел не от хорошей жизни: у нас теперь кем только не трудятся талантливые, но бывшие ученые, технари или учителя!
Его хозяева не мелочатся, клиентов имеют только крупных, счет выколоченным из клиентов деньгам идет на миллионы. Кто-то из клиентов от безвыходности покончил с собой - так коллектор стал еще и косвенным убийцей. На войне как на войне, и молодая вдова решила мстить: в Сети распространяется компрометирующий Артура фальшак, его уже передают по телевидению. И с этого момента самоуверенный, явно преуспевающий, хладнокровный циник неуловимо меняется: из добычи он становится жертвой и рискует потерять все наработанное. Смена ролевых функций от нападения к защите мгновенна, она резко меняет весь психологический облик персонажа - Хабенский передает это с богатством тончайших оттенков, доступным только очень большому актеру. Собственно, вот эти неуловимые перемены в характере, в его взаимоотношениях с окружающим миром, где каждый - только за себя, и обеспечили такой саспенс редчайшей по типу картины.
Не стану блистать эрудицией, вспоминая опыт мирового кино в области монофильмов - он тоже довольно куц. Но не соглашусь с теми, кто считает неудачным написанный Красовским сценарий. Да, трудно поверить, что при нынешнем пофигизме фигура коллектора даже в скандальных случаях может стать добычей светских хроникеров и собрать толпы телерепортеров, дежурящих у входа. Но это и неважно: любой фильм - не слепок реальности, а испытательный полигон для характеров, вброшенных в предложенные автором обстоятельства. А характеры разработаны виртуозно, диалоги по телефону совершенны в своей выразительности, типы и позиции не видимых нам собеседников проявлены в этих диалогах так ярко и ясно, что монофильм кажется густонаселенным. Автор картины дал образец непривычно высокого мастерства - сделать классный фильм с минимумом антуража и только одним актером в кадре, снятый за несколько дней в одном интерьере с крошечным бюджетом. Иными словами, доказал, что настоящее кино делают все-таки не деньги и зрелищность, а ум и талант.
События одной ночи в отдельно взятом офисе - словно срез современного общества, где мораль перевернулась с ног на голову, цинизм вытеснил способность сострадать, а любовь и дружба сами по себе уже ничего не стоят, если на кону Большие Деньги. Попутно автор не откажет себе в удовольствии пройтись по некоторым самовлюбленным СМИ, незыблемо уверенным, что мнение их ведущих кого-то интересует. Умело смягчит саспенс, впустив в темное царство луч света в виде спасенной героем собаки и его диалогов с докторшей ветеринарной клиники. И тем самым даст зрителям необходимую передышку, вернет миру нормальную систему мер.
Это тот фильм, где следишь не за событиями на экране, а за событиями в душе человека - самое трудное и наиболее ценное в любом искусстве. Его можно слушать как радиопьесу, но, при всем аскетизме, это кино, которое смотришь неотрывно, потому что вся драматургия может воплотиться в "волшебных превращениях" одного только человеческого лица. Как хотите, это высший пилотаж, и я не колеблясь отношу "Коллектор" к лучшим фильмам последних лет.
"Кинотавр" одарил его двумя призами - Константину Хабенскому и оператору Денису Фирстову, сумевшему на минимуме изобразительных средств выстроить тончайшую гамму психологических состояний персонажа. Но не забудем, что фильм сотворил все-таки один, пока оставшийся в тени человек. Который придумал простую, но ошеломительно актуальную историю, рискнул ее воплотить в спартанских условиях, точно выбрал актера и дал ему точные задания, вдохновил оператора и так умело продирижировал хором невидимых голосов, что населил картину толпой интереснейших персонажей. И при этом, добравшись до сердцевины нашего времени, явил нам анамнез общественных недугов во всей его неприглядности.
Автор фильма - дебютант Алексей Красовский.