12.10.2016 20:16
    Поделиться

    В Москве открылась выставка "Михаил Барышников. Метафизика тела"

    В Москве открылась выставка Роберта Уитмена, посвященная Михаилу Барышникову
    Легендарный артист балета, балетмейстер, актер, фотограф, номинант на премию "Оскар", коллекционер русского искусства Михаил Барышников как в 1974-м году уехал на гастроли в Канаду в составе труппы Большого театра, так больше в Россию не возвращался. Исключение он не сделал даже для большой выставки работ из своего персонального собрания "Искусство, с которым я живу", которую представлял ГМИИ им. А.С.Пушкина в Отделе личных коллекций в 2013 году.

    На открытие выставки о себе, открывшейся теперь в Центре фотографии им.братьев Люмьер, "знаменитый Миша" - так Барышникова величают на Западе - тоже не приехал. Зато в Москву прибыл фотограф, его снимавший, Роберт Уитмен, который более всего в мире фотографии известен как летописец Нью-Йорка. Улыбчивый, открытый, он пришел на вернисаж с маленьким фотоаппаратом, в народе именуемом "мыльницей", и постоянно щелкал происходящее. С первого взгляда и не скажешь, что это мэтр, известный на весь мир фотограф, который делал снимки для лучших глянцевых журналов - New York Magazine, Cosmopolitan, Shape, Glamour, GQ, Men’s Health, придумывал фотосессии для рекламных кампаний известных мировых брендов. Он непринужденно общался с гостями на открытии и просил собравшихся выслать ему снимки вечера на электронную почту.

    Известно, что Уитмен в детстве не мечтал о карьере фотографа, а усердно хипповал. Семья отложила деньги ему на учебу, а юный Уитмен потратил их на путешествия. Ночевал под открытым небом, объездил Индию и Африку, и был вполне счастлив, пока не посмотрел фильм Микеланджело Антониони "Фотоувеличение". Тогда-то Уитмен и начал бредить фотографией и сделал свою первую в жизни фотосессию - подружки для модельного агентства. Рядовая фотосессия оказалась съемкой настолько высокой пробы, что на Уитмена обратили внимание редактора сразу нескольких глянцевых журналов.

    Фотографии (преимущественно черно-белые), которые представили в Москве, создавались в течение двадцати лет, с 1995 по 2015-й годы - некоторые из них были опубликованы в журналах, другие до поры до времени "отлеживались" в архиве фотографа. Причем среди снимков есть не только постановочные кадры, но и чистая импровизация. Барышников - неожиданный, расслабленный, работающий, скучающий, задумчивый и даже откровенно дурачащийся. Барышникова и Уитмена связывают несколько десятилетий дружбы. Бывшая жена фотографа танцевала с Михаилом. "Я думаю, Мише нравится работать со мной, потому что он любит мой стиль, - признается Роберт Уитмен. - Я ведь всегда работаю один. Только я и камера. Никаких ассистентов, людей на площадке, искусственного света. Я использую только натуральный свет".

    И более ранние кадры, и свежие снимки объединяет одно - бесконечная харизма Барышникова

    Хронология на экспозиции перепутана. Открывает выставку серия "Тренировка", датируемая концом 90-х, продолжает серия "Репетиция" 2002 года. Здесь максимально сосредоточенный Барышников на работе - у станка. Серия "Аромат" 1995 года - немного сюрреалистичная зарисовка расслабленного Барышникова. Он в белом пальто несет доску для серфа или в смокинге купается в бассейне, в цветастой рубашке сидит посреди парка в бархатном кресле и играет на банджо. Еще одна серия работ "Миша и Мерс" родилась на репетициях постановки Occasion Piece, которая создавалась Барышниковым совместно со знаменитым хореографом-новатором, создателем собственного стиля Мерсом Каннингемом. Кстати, фотографировать процесс рождения спектакля разрешили только Уитмену. На выставке также можно увидеть видеофрагменты этого спектакля.

    И, наконец, последняя по времени серия 2015 года для журнала AS IF Magazine. Мало сказать, что в свои 68 лет Михаил Барышников пребывает в прекрасной физической форме. Годы совершенно его не портят. И более ранние кадры, и свежие снимки объединяет одно - бесконечная харизма Барышникова, перед которой просто невозможно устоять. И дело тут не в многочисленных романах артиста: его отличают безупречное владение своим телом, он превратил свою профессию в подлинное искусство и не прекращает работать над собой. Это та самая "метафизика тела", о которой писал его близкий друг Иосиф Бродский. Это ему он посвятил стихотворение "Классический балет есть замок красоты":

    Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

    Барышникова зреть. Талант его не стерся!

    Усилие ноги и судорога торса

    c вращением вкруг собственной оси

    рождают тот полет, которого душа

    как в девках заждалась, готовая озлиться…

    Дополняют выставку две серии контактных отпечатков, на которых видно, как творил фотограф: удачные снимки отмечены галочкой, неудачные безжалостно перечеркнуты.

    Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

    Поделиться