12.10.2016 20:18
    Поделиться

    Почему вместо новых учебников учителя выбирают устаревшие

    Огромное количество учебников не дает педагогу свободу выбора, а ставит его в тупик. И выход из него - в создании единого содержательного стандарта. К такому выводу пришли участники V Конгресса российского общества преподавателей русского языка и литературы, прошедшего недавно в Казани.

    Сейчас в федеральный перечень входит более семидесяти учебников по русскому языку, и сориентироваться в них учителю просто физически невозможно. Государство не занимается внедрением новинок, а представители издательств делают это "галопом по Европам".

    - Приезжает методист в регион. Если ему отводят на курсы повышения квалификации три дня, это хорошо, - говорит председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка, профессор Московского института открытого образования Людмила Дудова. - В общей сложности на изучение новой линии учебников уходит 18 часов. Затем приезжает представитель другого издательства, а вслед за ним еще один. У педагога полная каша в голове!

    Доктор педагогических наук Алевтина Дейкина вспоминает, как последовательно входили в школьное образовательное пространство известные советские линейки учебников по русскому языку под редакцией Шанского, Бабайцевой, Разумовской.

    В 2000-е годы новые учебники стали рождаться как грибы. А все ли из них "съедобны" - большой вопрос

    - Они проходили тщательную апробацию, всех педагогов переучивали под эти учебники, - говорит она. - А потом пришли новые авторские коллективы. И в 2000-е годы издания стали рождаться как грибы.

    Но все ли из них "съедобны", большой вопрос. Если в советский период на создание учебника объявлялся конкурс, то сейчас его нет. А на этом этапе снимались бы многие вопросы, полагает Людмила Дудова.

    Учитель из Ярославля Светлана Владимирова уверена, что квалифицированный педагог может понять, какой учебник хороший, а какой плохой. Но это вовсе не означает, что он сможет преподавать по нему.

    - Когда был утвержден перечень, - приводит пример Владимирова, - мы выбрали себе учебник для пятого класса. Но через год вышел новый список, куда тот уже не попал. И когда мы стали заказывать издание этой линии для шестого класса, нам сказали: "Нельзя, его нет в перечне". То, что нам присылают, это пародия на учебники. А на закупку понравившихся у школы нет средств. Собирать с родителей деньги мы не имеем права. И в результате оказываемся в безвыходной ситуации. Учителя сами ищут материалы, спасают старые учебники, чтобы их не сдали в макулатуру. На уроках выдаем их по одному экземпляру...

    Еще одна серьезная проблема - соответствие учебника требованиям ФГОС. Кое-каких подвижек в этой сфере, по словам Людмилы Дудовой, удалось добиться.

    Комиссия при минобрнауки, которую возглавила президент РАО Людмила Вербицкая, разработала примерное содержание учебников по русскому языку и литературе. Но его можно как учитывать, так и не учитывать. Чтобы этот документ повысил свой статус, требуется внести изменения в закон об образовании. Как отметила при этом Дудова, речь идет о едином содержании, а не единственном учебнике.

    - Важно, чтобы Ваня, изучивший фонетику на Камчатке, переехав во Владимирскую область, не принялся вновь за эту тему. Потому что на Камчатке ее проходят в первой четверти пятого класса, а во Владимире во втором полугодии шестого класса. И то же самое с литературой. Программа в учебниках варьируется столь широко, что бедного "Тараса Бульбу" можно изучать всю жизнь.

    Поделиться