Завод "Новый Лесснер" - одна из промышленных легенд Петербурга. Старые корпуса уже давно перестали использоваться, и комплекс стоял заброшенным. Несколько лет назад город продал всю территорию завода частной компании. А год назад корпуса потихоньку начали сносить.
В сентябре строительная техника добралась до заводского корпуса, расположенного по Сампсониевскому проспекту, 66. Это здание построено в 1914 году и считается историческим. После протестов градозащитников в ситуацию вмешался профильный комитет Смольного. Чиновники выяснили, что демонтаж осуществляется незаконно.
Дело в том, что когда собственник получал эту территорию, он представил проект не сноса, а реконструкции здания под гостиницу. Изменения предполагались локальные: в частности, собственник собирался изменить оконные и дверные проемы, планировал установить лифт. Но все несущие конструкции фундаментов и стен должны были быть сохранены. Разборку здания проект не предусматривал. После того, как чиновники зафиксировали, что дом именно разбирают, работы в корпусе были приостановлены. А спустя пару дней после ухода рабочих здание рухнуло прямо на временный коридор, созданный для пешеходов. По счастливой случайности никто не пострадал.
На Большой Сампсониевский приехали полицейские, спасатели, представители Смольного. То, что осталось от здания, оцепили, конструкции, которые могли обрушиться, убрали. Таким образом, исторический памятник фактически перестал существовать. Разрушение аутентичного объекта на глазах у всего города стала шоком для петербуржцев. В правоохранительные органы поступило заявление с просьбой привлечь компанию, занимавшуюся демонтажем здания, к уголовной ответственности. Правда, в Петербурге не было прецедента, чтобы за снос исторического объекта кого-то привлекали не то что к уголовной, даже к административной ответственности. Наложенные штрафы компании успешно обжаловали в судах, а восстановление оставалось только на словах.
Четыре года назад по очень похожему алгоритму развивалась история с Домом Рогова на Загородном проспекте. Трехэтажное здание в стиле классицизма немного терялось среди домов в четыре-пять этажей, которые кажутся гигантами на старых петербургских улочках. Но Дом Рогова был построен в первой четверти XIX века, таких объектов в Петербурге на самом деле совсем немного. И хотя дом не имел ни федерального, ни регионального охранного статуса, здание все равно считалось историческим. Однако это обстоятельство не помешало его снести в 2012 году. С тех пор разговоры о воссоздании Дома Рогова ведутся с завидной регулярностью, но обновленного здания на Загородном проспекте так и не появилось.
- В принципе само воссоздание здания от застройщика - это понятие довольно лукавое, - считает и. о. руководителя градозащитного движения "Эра" Николай Лаврентьев. - Сами девелоперы заинтересованы в том, чтобы воссоздавать только фасад. А сзади они могут построить, к примеру, современную многоэтажку.
В свою очередь петербургские компании, работающие на рынке сноса, активно используют термин "необратимая аварийность". Такое словосочетание применяют к историческим зданиям, которые нельзя отремонтировать. Их можно только разобрать и собрать заново.
Каждый адрес "необратимо аварийного" здания компании согласовывают в Смольном. Иногда им отказывают. Например, дом по улице Восстания, 4 чиновники так и не признали аварийным, хотя застройщик эту идею очень активно лоббировал.
И все же пока примеров, когда здания сносят и не восстанавливают, более чем достаточно. Каждый раз ситуация развивается по одному сценарию: дом уничтожается, общественность возмущается, а потом страсти утихают, и на этом месте начинается новая стройка, не имеющая ничего общего с воссозданием памятника. В то же время случай на Сампсониевском проспекте особый. В этот раз чиновники включились в борьбу за дом заранее, и здание было уничтожено фактически на их глазах. Поэтому градозащитники не исключают, что в этот раз позиция Смольного в отношении нарушителей будет жестче, чем обычно.
Сергей Макаров, председатель КГИОП:
- По закону дом на Сампсониевском проспекте, 66 должен быть воссоздан. Другой вариант строительства на этом месте мы согласуем. Собственнику все равно придется обращаться к нам за разрешением на строительство на этом объекте, он никуда не денется. И обновленный проект должен полностью повторять снесенное здание.